Правительство России ограничило доступ к информации о движении маркируемых товаров правообладателям, чью продукцию можно ввозить в страну в рамках параллельного импорта. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, обратил внимание RTVI. Это сделано для того, чтобы ушедшие с российского рынка иностранные производители не смогли наложить санкции на компании, перепродающие их товары российским импортерам.
Постановление правительства запретило предоставлять доступ к данным системы маркировки правообладателям, а также их уполномоченным представителям, если их товары попадают под параллельный импорт, следует из документа. Перечень соответствующей продукции в апреле этого года составил Минпромторг. Такая мера была принята после ухода ряда иностранных компаний с российского рынка из-за военных действий на Украине.
Сейчас в список для параллельного импорта входят парфюмерия, косметические средства, кожаные и меховые изделия, одежда, обувь, часы, музыкальные изделия, мебель, игрушки, разные виды транспорта, оружие и боеприпасы и другие. Маркируется при этом лишь часть из них, например, духи и туалетная вода, шубы, одежда и обувь. В системе мониторинга содержатся сведения обо всех операциях, совершаемых с такими товарами, эта информация доступна производителям.
По словам зампредседателя комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям РСПП и директора ассоциации параллельного импорта Анатолия Семенова, постановление было принято в рамках реализации закона о запрете контрсанкционной информации. Он был принят в июле этого года и ввел запрет на распространение информации о внешнеторговых сделках, которая может привести к санкциям против их участников. Речь идет о любых сделках внешней торговли услугами, товарами и интеллектуальной собственностью.
До легализации параллельного импорта правообладатели успешно пресекали его попытки в российских судах и при этом добивались от поставщиков раскрытия информации обо всей цепочке, рассказывает Семенов. Впоследствии к лицам, перепродавшим товар российским компаниям, применялись санкции. В этом году подобных случаев, по словам Семенова, пока что не было. При этом у правообладателей все равно остается возможность получить данные системы маркировки нелегальным путем — от участников товарооборота, у которых остается доступ, отмечает Семенов. В «Центре развития перспективных технологий» (оператор системы маркировки) это отрицают. «Доступ к информации нелегальным способом невозможен», — заявили там RTVI.