В последние дни официальные лица Украины, России и западных стран стали активно обсуждать ожидаемое контрнаступление украинской армии. Что известно о подготовке ответного наступления ВСУ и возможных сроках его начала — в материале RTVI.
Что говорят на Украине
Украинские официальные лица выражают настороженность относительно перспектив контрнаступления в своих комментариях. Основной причиной для сдержанности в Киеве называют недостаток вооружений.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил в интервью газете Yomiuri Shimbun, опубликованном 25 марта, что в настоящий момент Киев не способен провести контрнаступление. Глава государства подчеркнул, что ВСУ нуждаются в дополнительной военной поддержке, а именно в боеприпасах и истребителях. По его словам, на востоке страны также сложилась «нехорошая ситуация», поскольку Украина столкнулась с нехваткой вооружения, а российские войска ежедневно тратят втрое больше боеприпасов, чем ВСУ.
«Мы ждем поступления боеприпасов от наших партнеров. <…> Мы еще не можем начать [контрнаступление]», — сказал Зеленский.
В феврале министр обороны Украины Алексей Резников заявил в интервью «Укринформу», что ВСУ будут готовы начать свое контрнаступление через несколько месяцев. По его словам, это будет зависеть от поставок западной техники и обучения украинских военных ею управлять.
В середине марта советник Офиса президента Украины Михаил Подоляк говорил, что ВСУ могут начать контрнаступление «через два месяца» (то есть в середине мая). В то же время он указывал, что Киев нуждается «в увеличении поставок тяжелых артиллерийских снарядов калибра 155 мм». «Мы не торопимся, реорганизуемся в течение следующих двух месяцев», — говорил Подоляк.
Вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина в интервью Journal du Dimacnhe подчеркивала, что Украина ожидает поставок оружия от Запада, чтобы «не идти к позициям русских с пустыми руками».
«Вы не увидите, как мы начнем контрнаступление, пока мы не сочтем, что нашего оружия и боеприпасов достаточно для его проведения. Планирование этой операции уже началось», — заверила она.
Советник главнокомандующего ВСУ Дэн Райс полагает, что «когда наступит правильное время для наступления, весной, Украина будет иметь гораздо более сильную армию, гораздо лучшее обеспечение, чем это было год назад».
«Я верю, что этой весной у Украины будет очень мощное контрнаступление, которое шокирует мир», — заявил он.
Что говорят в России
Американский Институт изучения войны (ISW) отмечает, что российские официальные лица стали чаще комментировать тему украинского контрнаступления и, тем самым, «создают информационные условия» для подготовки к нему. «Российское информационное пространство, похоже, реагирует на <…> возможность того, что Украина может вернуть себе инициативу, с существенной тревогой», — полагают аналитики.
В частности, зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев в интервью российским журналистам заявил, что ВСУ «готовятся к наступательным различным операциям», но отметил, что Генштаб ВС России «это просчитывает и готовит свои решения». Как утверждает политик, если Украина попытается отвоевать Крым, это будет основанием «для применения всех средств защиты, включая предусмотренных основами доктрины ядерного сдерживания».
«Попытка отколоть часть государства означает, что это посягательство на существование самого государства. <…> Есть основания для применения любого оружия, абсолютно любого. Я надеюсь, это понимают наши друзья за океаном», — сказал зампред Совбеза.
По мнению основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, ВСУ будут пытаться концентрировать войска и пытаться провести контрнаступление по нескольким направлениям в связи с началом весеннего периода. Кроме того, он отметил, что украинцы получили «очень большое» количество западной техники, в том числе бронированные машины и танки, тогда как Киев подготовил резервы в размере около 200 тыс. военных.
Пригожин прогнозирует, что изначально Украина постарается выйти на территорию Белгорода, чтобы город «стал хорошей разменной картой для давления на Российскую Федерацию», после чего попытается «разорвать линию Сватово — Кременная, чтобы выйти к Валуйкам», а также будет «концентрироваться на Бахмуте». Как полагает руководитель ЧВК, в районе Бахмута ВСУ попытаются удержать рубежи рядом с городом, чтобы «подрезать» подразделения «Вагнера», а затем начнут наступать по направлению Лисичанска, Дебальцево, Луганска и попытаются «разрезать ЛНР, ДНР на две части».
Кроме того, Киев постарается нанести несколько ударов в районе Запорожья, чтобы выйти на Бердянск, Мариуполь и Мелитополь, «блокировать Крым» и, вероятно, «разобраться с Крымским мостом», считает Пригожин. По его мнению, таким образом ВСУ намерены «продавить ситуацию до границ [Украины] 1991-го года».
Временно исполняющий обязанности главы ДНР Денис Пушилин также уверен, что в скором времени последует украинское контрнаступление, поскольку к этому Киев «подталкивает Запад».
«[Западу] нужны какие-то победы, нужно какое-то оправдание, почему туда вливается огромное количество средств как финансовых, так и материально-технических», — утверждает он.
Что говорят на Западе
О том, что ВСУ готовятся к проведению контрнаступления, президент США Джо Байден заявил еще в конце января.
«С приближением весны украинские силы занимаются защитой подконтрольных им территорий и готовятся к дополнительным контрнаступлениям», — сказал американский лидер.
Комментируя тему ответного наступления Киева в феврале, Байден отметил, что «будут жесткие и горькие дни, победы и трагедии, но Украина приготовилась».
Президент Франции Эмманюэль Макрон на совместной пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Риши Сунаком в середине марта заявил, что Париж и Лондон продолжат поставлять оружие Украине, чтобы помочь ВСУ перейти в наступление и одержать победу в военном конфликте. «В краткосрочной перспективе наша цель — помочь Украине провести контрнаступление», — отмечал Макрон.
«Мы хотим, чтобы Украина выиграла эту войну, и мы абсолютно едины в этом. Наша задача — поставить Украину в максимально сильную позицию», — поддержал французского лидера Сунак.
Однако президент Чехии Петр Павел полагает, что если ВСУ проведут неудачное контрнаступление, то интенсивность поддержки Киева со стороны Запада ослабнет. Он считает, что у западной помощи есть свои пределы, а в 2024 году, на фоне президентских выборов в США, американские политики в первую очередь сосредоточатся на своих внутренних проблемах. Тем самым, «окно возможностей» для Украины открыто в 2023 году, а после следующей зимы поддерживать нынешний уровень западной помощи будет очень сложно, полагает чешский президент.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов отрицает, что у Киева будет только «один шанс» на проведение контрнаступления этой весной. «Наше наступление будет продолжаться до рубежей 1991 года и, как и борьба за свободу, [оно] не ограничено временем», — заявил он 23 марта.
Что пишет пресса
Газета Politico писала в середине февраля, что США стали подталкивать Украину к проведению контрнаступления, поскольку «оружие и помощь из Вашингтона и Европы текут свободно», но в скором времени Европа может снизить объемы поддержки.
Агентство Bloomberg 23 марта выпустило материал, в котором источники, знакомые с планами российского руководства, сообщили, что весной Россия намерена сосредоточиться на отражении украинского контрнаступления. Оно, «как ожидается, начнется в ближайшее время», писало издание.
В то же время источники Bloomberg утверждают, что для противостояния ВСУ Кремль намерен набрать в войска до 400 тыс. контрактников. По словам собеседников агентства, масштабная кампания по вербовке добровольцев позволит Москве избежать новой мобилизации резервистов, которая может негативно сказаться на рейтингах власти.
«Путин <…> [сделал] ставку на то, что если его силы смогут предотвратить новый прорыв украинских войск в ближайшие месяцы, то поддержка Киева [со стороны Запада] ослабнет», — пишет Bloomberg.
Кремль не комментировал информацию, представленную в статье агентства.
Ожидает украинского контрнаступления и высокопоставленный источник газеты Bild в НАТО. По его словам, западное вооружение, которое получили ВСУ, позволит Украине в ближайшие полгода организовать контрнаступление и решить исход конфликта «до следующей зимы». Не исключено, что Киев применит новую военную технику, оружие и боеприпасы уже в мае, чтобы «вытеснить российскую армию с юга и востока страны», поскольку контрнаступление будет проходить «в Луганской и Запорожской областях», полагает собеседник газеты. При этом, по словам неназванного представителя НАТО, на юго-востоке Украины ВСУ могут попытаться прорвать сухопутный путь в Крым или организовать наступление на территорию самого полуострова.
В начале марта газета Politico со ссылкой на высокопоставленных чиновников в военном руководстве США сообщала, что контрнаступление украинской армии должно начаться в ближайшие шесть-восемь недель. По данным The Economist, уверенность в возможном успехе наступательных действий Киеву придает внушительный поток военной помощи со стороны США (за последние три месяца Украина получила 40% из всей военной помощи, которую обещал Пентагон с начала конфликта, подсчитало издание).
Однако The Econimist обращал внимание на то, что большая часть украинской армии состоит из «мобилизованных мужчин с ограниченным опытом», а дефицит боеприпасов продолжает оставаться в числе проблемных вопросов. Командиры ВСУ и источники в руководстве Украины в беседе с The Washiongton Post (WP) отмечали, что они сомневаются в успехе грядущего контрнаступления Киева. По их словам, качество личного состава в украинской армии ухудшилось, поскольку туда поступило много неопытных призывников, а западной техники не хватит для проведения успешных операций.
Однако глава офиса украинского президентам Андрей Ермак заявил WP, что состояние ВСУ не уменьшает его «оптимизма по поводу грядущего контрнаступления». «Я не думаю, что мы исчерпали наш потенциал», — сказал он.