В России возник дефицит нескольких вакцин, включая препараты для профилактики кори и ветрянки — как импортные, так и отечественные, закупаемые государством в рамках национального календаря прививок, пишет «Медицинский вестник». СМИ начали сообщать о нехватке вакцин еще в июне.
Со ссылкой на врача-педиатра и автора телеграм-канала «Все о прививках и вакцинации» Юлию Бережанскую издание пишет, что в клиниках Московской области на протяжении нескольких недель нет препарата «Вактривир» — многокомпонентной российской вакцины от кори, краснухи и паротита.
Заведующая детским поликлиническим отделением городской поликлиники № 91 Санкт-Петербурга Татьяна Давыдова сообщила «Медицинскому вестнику», что вакцины от кори в этом медицинском учреждении нет уже около месяца, и даты ближайших поставок неизвестны. Информацию о невозможности получить «Вактривир» подтвердили и частные клиники — например, клинический госпиталь «Лапино» (ГК «Мать и дитя») и клиника «Рассвет».
Глава АНО «Коллективный иммунитет» Антонина Обласова предположила, что нехватка сразу нескольких российских вакцин во многих поликлиниках может быть обусловлена сочетанием факторов. По ее словам, вакцина против полиомиелита ушла на ликвидацию вспышки этого заболевания на Кавказе, где пришлось экстренно проводить «туровую вакцинацию».
Аналогичным образом произошло с вакциной от кори, запасы которой иссякли из-за вспышки заболеваемости, «подчищающей иммунизации» и роста спроса на препарат. На фоне роста численности случаев заражения
«Сюда же можно добавить нерациональное использование вакцины, когда прививали людей, уже привитых полным курсом. Теперь вакцины практически нет, плановая иммунизация не проводится, прививки не могут получить годовалые дети, достигшие минимального возраста для начала вакцинации», — пояснила эксперт.
На сайте госзакупок указано, что в 2023 году должно быть поставлено 2,18 млн доз «Вактривира» — существенно больше, чем в 2021 и 2022 годах (примерно по 1,6 млн доз). Условия контракта предполагают, что 298 тысяч доз вакцины поступят до 1 марта 2023 года, а оставшаяся партия — в период со 2 марта до 25 декабря.
Выпускающее «Вактривир» АО «НПО Микроген» утверждает, что производит препарат для основной поставки «в данный момент» и произведет отгрузки в предусмотренные условиями госзакупки сроки — то есть до конца года.
Также в России возник дефицит некоторых импортных вакцин — например, против ветрянки, пишет «Медицинский вестник» со ссылкой на директора НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций, главу герпес-центра МНОЦ МГУ Георгия Викулова и источники в частных клиниках.
Одна из таких вакцин — «Варивакс» — пропала «очень давно», уточнил гендиректор клиники «Рассвет» Алексей Парамонов. По его словам, не так давно исчез и другой препарат аналогичного назначения — «Варилрикс», который «вообще нечем заменить».
В клинике DocDeti подтвердили, что «Варивакс» исчез «очень быстро», а с поставками «Варилрикса» возникли «большие проблемы». Заместитель исполнительного директора клиники, педиатр Екатерина Трунова сообщила, что из-за дефицита вакцины сейчас от ветряной оспы прививают только пациентов, для которых препарат был отложен заранее.
Выпускающая вакцины компания MSD объявила о прекращении поставок некоторой своей продукции в Россию около года назад, в июле 2022-го. Ограничения коснулись тех препаратов, аналоги которых производятся на российской территориии, включая «Варивикс».
На фоне прекращения его поставок в стране возник повышенный спрос на «Варилрикс», который выпускает компания GSK. Сама она, как утверждает Антонина Обласова, испытывает сложности с доставкой своей продукции в Россию, хотя в компании заверили, что вакцина по-прежнему регулярно поступает на российский рынок.
«Медицинский вестник» констатирует, что отечественные аналоги импортных вакцин не способны нивелировать возникший дефицит, поскольку многие родители отказываются прививать ими своих детей и откладывают вакцинацию.
Директор НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций Георгий Викулов признал, что многие российские вакцины действительно тяжелее переносятся пациентами — например, препарат против коклюша, дифтерии и столбняка, реактогенная вакцина АКДС.
«Пациенты и врачи ориентированы не на АКДС, а на «Пентаксим» и «Инфанрикс». Если их нет, прививаться АКДС родители просто отказываются. В итоге детям какое-то время приходится жить невакцинированными», — описала ситуацию Татьяна Давыдова, отметив, что «для некоторых это может стать критичным», поскольку «коклюш у ребенка первого года жизни иногда заканчивается летально».
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов подтвердил, что организация периодически получает сообщения о проблемах с вакцинацией из-за отказа родителей прививать детей отечественными препаратами. Он убежден, что власти должны предпринять усилия, чтобы выправить ситуацию. «Если граждане по какой-то причине опасаются вакцинироваться предложенными государством препаратами, это вопрос к государству. <…> Насильно мил не будешь», — сказал эксперт.
Симптомы и последствия кори: чем опасна вспышка заболевания в России
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов пояснил, что в целом объем импорта вакцин в Россию в 2023 году увеличился, но параллельно идет другой активный процесс — вытеснение с рынка тех препаратов, аналоги которых выпускают российские компании или производители из дружественных стран (например, Индии). Именно так, по словам Беспалова, произошло с вакцинами против кори-краснухи-паротита, гриппа, ротавируса и других болезней.
Директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович уверена, что рост заболеваемости корью как минимум частично связан с дефицитом вакцин. Ситуация, по ее оценке, усугубляется тем, что Минздрав «не скорректировал вовремя график производства под новые объемы», требующиеся с учетом вхождения в состав России новых регионов и притока мигрантов из Средней Азии.
По данным Роспотребнадзора, в январе-мае 2023 года резко выросла заболеваемость всеми «подотчетными вакциноуправляемыми» инфекциями: корью — в 210 раз, коклюшем — в 5 раз, паротитом — на 162%, ветрянкой — на 22%. В апреле ведомство заявляло, что большинство болеющих корью в стране — это дети, а иммунизация населения при этом достигает 97%. Директор НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций Георгий Викулов заявил «Медицинскому вестнику», что одной из главных причин взрывного роста заболеваемости стали пропуски вакцинации на фоне пандемии COVID-2019.
Вспышка заболеваемости корью была зафиксирована в конце июля в Татарстане, где заразились более 80 человек, преимущественно иностранные граждане. В целом в 2023 году вспышки кори зарегистрировались более чем в 40 регионах России, в том числе в Дагестане. 24 июля пензенский Минздрав сообщил, что число заразившихся корью в области выросло до 78. Министр здравоохранения области Вячеслав Космачев отметил, что ситуация с распространением вирусного заболевания остается нестабильной.