Американское законодательство не предусматривает возможность конфисковать активы российского Центробанка. Об этом заявила министр финансов США Джанет Йеллен.
Йеллен сообщила, что Вашингтон и союзники заблокировали активы Центрального Банка России на сумму около $300 млрд. По ее словам, подобные действия невозможны с юридической точки зрения.
«Я думаю, вполне естественно, учитывая огромные разрушения на Украине и огромные затраты на восстановление, с которыми им придется столкнуться, мы обратимся к России, чтобы она помогла оплатить хотя бы часть стоимости. <…> Тем не менее сейчас арест этих активов правительством США был бы незаконным. Законы Соединенных Штатов не позволяют сделать это», — сказала Йеллен (цитата по Reuters).
Министр финансов России Антон Силуанов ранее подтвердил заморозку в рамках санкций золотовалютных резервов Центробанка на сумму порядка $300 млрд. По его словам, эта сумма составляет примерно половину от всех золотовалютных резервов ЦБ.
По данным Центробанка, России по-прежнему доступны активы в китайских юанях, монетарное золото, хранящееся на территории России (его объемы на 1 февраля оценивались примерно в $132 млрд), запасы наличной валюты, а также специальные права заимствования (SDR) в Международном валютном фонде на сумму около $24 млрд.
Госдолг России и последствия вероятного дефолта
Джанет Йеллен отметила, что Соединенные Штаты, скорее всего, не продлят действие российской лицензии на выплату госдолга. Срок действия этой лицензии истекает 25 мая.
Накануне Bloomberg со ссылкой на источники из американского Минфина сообщил, что в правительстве США раньше превалировало мнение, что платежи по госдолгу будут «опустошать казну» России, вынуждая ее «перенаправлять ресурсы» с финансирования военной операции на Украине. Однако теперь, по словам источника агентства, администрация Байдена намерена заблокировать возможности погашения внешнего долга, «чтобы сохранить финансовое давление на Москву».
При этом глава Минфина США считает, что даже если Россия объявит технический дефолт, это «несущественно изменит» экономическую ситуацию в стране.
Ранее аналогичное мнение высказал RTVI экономист Олег Ицхоки. «Это абсолютно неважное событие. <…> Этот долг очень маленький <…> Слово «дефолт», которое большинство россиян помнит из 1998 года, когда это было действительно большим катастрофическим экономическим событием, сейчас не играет никакой роли».
Силуанов в свою очередь заявил, что Россия не будет объявлять дефолт по внешнему госдолгу, если западная инфраструктура окажется закрытой.
«Не будем мы никакие дефолты объявлять. Мы не собираемся, у нас деньги есть. <…> В конечном счете, заплатим в рублях тем же самым иностранцам, если для нас будет закрыта западная инфраструктура», — сказал глава российского Минфина.
Он добавил, что уровень госдолга России составляет порядка 14% ВВП, при этом 3% из них составляют обязательства перед иностранными кредиторами.
После того, как Москва начала военную спецоперацию на Украине, аналитики высказывали предположения о том, что в середине марта в России будет объявлен дефолт. При этом Россия продолжает осуществлять все необходимые выплаты в евробондах. Новый механизм выплат по госдолгу стал возможным в силу указа президента России Владимира Путина от 5 марта, который разрешает выплачивать валютные долги «недружественным» странам в рублях.