Минюст России 1 сентября расширил реестр иностранных агентов, внеся туда лауреата Нобелевской премии, главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова*, а также еще восемь человек и одну организацию. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Кроме Муратова* в список внесли:
- журналиста Дениса Катаева*;
- экономиста Константина Сонина*;
- комика Руслана Белого*;
- антивоенное этническое движение «Новая Тыва»*;
- экс-депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга V и VI созывов Максима Резника*;
- писателя Олега Радзинского*;
- журналистку Ксению Ларину (Оксану Баршеву)*;
- историка Майрбека Вачагаева*;
- активиста Евгения Карпова*.
В октябре 2021 года после того, как главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов* получил Нобелевскую премию мира, президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос, попадет ли Муратов в иноагенты, говорил, что присужденная награда не даст ему иммунитета, но если он не даст повода для признания иноагентом, в реестр его не включат.
«Если он будет прикрываться Нобелевской премией, как щитом, чтобы делать то, что нарушает российский закон, значит, он пойдет на это сознательно, чтобы привлечь к себе внимание или еще по каким-то другим соображениям», — пояснял глава государства.
Сам Муратов*, комментируя опасность признания его иностранным агентом из-за получения Нобелевской премии, утверждал, что не боится этого.
«Пусть признают. «ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ СОЗДАНО ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ, ЛАУРЕАТОМ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА», да? Так будет? Да и [черт] бы с ним», — говорил главред «Новой газеты» журналистам.
Тогда же Муратов* заявил, что не откажется от присужденной ему награды вне зависимости от последующих действий со стороны государства.
«Я не Пастернак — мы эту премию получим. А дальше, как государство решит, так и сделает. Государство у нас может сделать все, что угодно, но мы премию получим, от премии не откажемся. Мы считаем, это огромный уважительный шаг в отношении наших и работающих, и павших сотрудников», — отмечал он.
Главный редактор «Новой газеты» также рассказывал, что после опроса подписчиков издания редакция приняла решение о том, что денежная часть премии пойдет в президентский фонд «Круг добра», Московский хоспис, детский хоспис «Дом с маяком», больницу имени Рогачева для детей, больных лейкозом, а также в медицинский фонд сотрудников СМИ.
В прошлую пятницу, 25 августа, министерство включило в реестр главреда журнала «Дилетант» Виталия Дымарского*, политолога Кирилла Рогова*, журналистов Константина Эггерта* и Михаила Крутихина*, руководителя черкесской общественной организации «Хабзэ» Мартина Кочесокова*, а также блогера, историка Александра Штефанова*. Кроме того, иноагентами признали некоммерческую организацию журналистки Ольги Романовой MRR-Fund gemeinnützige UG* и интернет-издание «Довод»*.
За два дня до этого, 23 августа, ведомство внесло в реестр НКО-иностранных агентов правозащитную организацию «Команда против пыток»*.
Попытки оспорить статус
С конца 2022 года Минюст вместо четырех разных списков иноагентов ведет единый реестр, в который уже включены более 660 физических лиц и организаций.
Некоторые физические и юридические лица, которые числятся в иноагентском списке, пытались оспорить решение ведомства в суде, однако пока это никому не удалось. В частности, 2 июня Замоскворецкий суд Москвы отклонил иски шоумена Максима Галкина*, блогера Ильи Варламова*, а также артиста и музыканта Семена Слепакова*.
Несмотря на отсутствие положительных решений по таким делам на протяжении последнего года, адвокаты считают, что обращение в суд для оспаривания решения Минюста не лишено смысла.
Днем ранее, 31 августа, в министерстве рассказали телеканалу RT, что за все время существования реестра — с 2015 года по настоящее время — из него было исключено 52 человека и организации в связи с прекращением иностранного финансирования и других признаков иностранного влияния.
В ведомстве отметили, что в настоящее время полномочия Минюста России по профилактике нарушений, связанных с деятельностью иностранных агентов, расширены.
«Теперь ведомство вправе выносить предупреждения лицам, причастным к нарушению иностранным агентом закона. Таким образом, акцент в указанной сфере переносится, прежде всего, на принятие мер предупредительного характера», — заявили в Минюсте.
Отношение россиян к иноагентам
Как свидетельствуют данные недавнего опроса независимой социологической компании Russian Field, меньше половины россиян — 48,2% — негативно относятся к людям и организациям, которые в России внесены в реестр иностранных агентов.
При этом на просьбу охарактеризовать людей, получивших статус иноагентов, преобладали ответы «предатели, продажные, должны быть наказаны» (29,1%) и «плохие люди, отрицательное отношение» (12%). Положительно тех, кто занесен в реестр, описывали реже. Наиболее распространенные характеристики — это «хорошие люди, работают в интересах страны, народа» (4,4%), «говорят правду, честные, смелые» (2,4%), или «жертвы ситуации» (1,9%), «навешенное клеймо в политической игре» (1,4%) или «оппозиционеры» (1,2%) и т.д.
Как отмечает RF, характеристика иноагентов как «предателей, продажных» чаще встречается среди респондентов от 30 лет и старше, как «плохих людей», «врагов народа» и «шпионов» — среди пожилых опрошенных. Нейтральное определение, например, такое как «это их личный выбор» более характерно для молодых респондентов. В возрастной группе 18-29 лет почти половина (47%) затруднились с ответом. Женщины чаще мужчин затрудняются ответить на вопрос.
*внесены Минюстом России в реестр иноагентов