В Минцифры России озвучили параметры предлагаемой российским IT-специалистам льготной ипотеки и подтвердили, что ведется работа по предоставлению им отсрочки от армии. За счет этих и других мер власти надеются удержать в стране айтишников, которые на фоне отключения международных платежных систем и остановки контактов с крупными иностранными подрядчиками стали задумываться об отъезде.
«Льготную ипотеку смогут получить ИТ-специалисты в возрасте от 22 до 40 лет с доходом от 200 тыс. рублей в месяц в городах миллионниках и от 150 тыс. рублей в регионах», — сообщил в телеграме глава министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев.
Глава Минцифры не озвучил других параметров готовящейся программы льготного кредитования. В конце февраля Шадаев предлагал правительству выдавать IT-специалистам кредиты на жилье под 5% на время работы в компании соответствующего профиля. Спустя почти месяц, 23 марта, президент России Владимир Путин поддержал предложение правительства повысить ставку по льготной ипотеке с 7 до 12%.
Больше ясности наблюдается в отношении идеи предоставить молодым IT-специалистам отсрочку от армии. В публикации от 26 марта Шадаев указал, что проект соответствующего постановления уже находится в правительстве.
Отток кадров
О том, что после начала спецоперации на Украине специалисты по IT начали массово задумываться об отъезде из России, писала, в частности, газета «Коммерсантъ». Издание указывало, что желающие покинуть страну создают группы и каналы в телеграме для обмена информацией о релокации. Популярные рассматриваемые варианты – Кипр, Грузия, Турция, Литва и США. Также газета сообщала, что некоторые российские и зарубежные компании сами централизовано вывозят за рубеж целые команды сотрудников в десятки человек.
По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), которую приводит «Интерфакс», в рамках первой волны отъезда (за месяц с начала спецоперации) Россию покинули 50-70 тыс. профессионалов из сферы информационных технологий. В апреле организация ожидает оттока еще 70-100 тыс. специалистов.
При этом о дефиците IT-специалистов российские власти говорили еще до начала спецоперации на Украине и введения жестких санкций против России. Еще в начале 2021 года Минцифры оценивало нехватку квалифицированных отраслевых профессионалов в диапазоне от 500 тыс. до 1 млн человек в год.
22 марта в Госдуме прошло расширенное заседание комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, посвященное мерам поддержки и развития российской IT-отрасли в условиях санкций. Там среди прочих выступила руководитель группы InfoWatch Наталья Касперская, которая констатировала, что «проблема оттока кадров существует».
«Она [проблема оттока кадров] была довольно массовая в конце февраля, начале марта, когда табуны, значит, «айтишников», не разбирая дороги, куда-то помчались».
Глава InfoWatch указала, что для удержания квалифицированных специалистов требуются скорее нематериальные меры: «В целом, мне кажется, здесь не столько материальные меры нужны, сколько меры… пропаганды что-ли, успокоения… ну, возможно, вебинары какие-то, какие-то другие PR-мероприятия. Потому что это не связано с материальной составляющей, это связано, скорее, с какой-то тонкой душевной организацией наших “айтишников”. Они, в общем, люди непривычные. Они все люди молодые, они очень сильно связаны с западом, из-за того что у нас большинство технологий было иностранного производства».
Подводя итоги встречи, председатель комитета Александр Хинштейн признал, что работы предстоит много, но выразил уверенность, что трудности удастся преодолеть. Также он особо подчеркнул важность кооперация государства и IT-отрасли.
«В условиях, когда принимать решения нужно очень быстро, а меры поддержки должны носить адресный характер, такой подход критически необходим. Для того чтобы держать руку на пульсе, мы в комитете запустили бот в Telegram @HelpIT_ask_bot», — заявил Хинштейн.
Зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев в интервью РИА Новости выразил надежду на то, что большая часть IT-специалистов останется в России, назвав происходящий отток «реальной проблемой».
«Поскольку у них бизнес интернациональный, а нас отовсюду отрезали, в том числе и от платежных средств, и от банковских возможностей, и от контактов с крупными иностранными подрядчиками, вот для них это событие было тяжелым. И я понимаю как раз их мотивы, почему они пытаются найти своё место под солнцем <…> Их по-человечески жалко, потому что они в сложном положении находятся», — сказал он.