К Международной космической станции (МКС) 21 сентября стартовала первая российско-американская экспедиция по программе перекрестных полетов, сообщает РИА Новости. Вместе с российскими космонавтами к станции полетел астронавт NASA Франсиско Рубио. RTVI разбирался, как начинались смешанные полеты, почему прекратились и почему в какой-то момент они могут фактически спасти станцию от гибели.

С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с первым за долгое время совместным экипажем Роскосмоса и NASA. На МКС отправился экипаж из космонавтов «Роскосмоса» Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также астронавта NASA Франсиско Рубио.

Полет к станции пройдет по двухвитковой схеме сближения. Ожидается, что корабль «Союз МС-22» причалит к модулю «Рассвет» (МИМ-1) российского сегмента станции примерно в 20:11 мск.

По плану, стартовавшая сегодня космическая командировка рассчитана на 188 суток — до 28 марта.

В ходе экспедиции запланировано проведение 49 научных экспериментов по российской программе. Эксперименты будут связаны с космической биологией и медициной, материаловедением, исследованием Земли из космоса, изучением физики космических лучей, отработкой перспективных технологий. Так, на МКС пройдет эксперимент с использованием 3D-принтера, посвященный отработке аддитивных технологий производства изделий из полимерных материалов в космических условиях.

Как Россия и США будут сотрудничать дальше

Повышенное внимание к старту связано с тем, что это первый так называемый перекрестный полет в рамках соглашения между США и Россией, подписанного минувшим летом.

О начале переговоров по перекрестным полетам стало известно в октябре 2021 года, до этого глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин публично сомневался в надежности американских частных кораблей. Переговоры продолжились летом 2022 года в условиях санкций США после начала военных действий на Украине. И, хотя 9 июня Рогозин исключил переговоры с США по сотрудничеству в космосе, уже через неделю, 15 июня, стало известно о подписании соглашения о перекрестных полетах.

Ранее командир отряда космонавтов «Роскосмоса» Олег Кононенко сообщил, что пока подписано соглашение на три полета россиян на американском корабле Crew Dragon.

Космонавт Олег Кононенко
Андрей Шелепин / ЦПК Гагарина / ТАСС

По этому соглашению 3 октября состоится второй запуск к МКС по программе перекрестных полетов — на корабле Crew Dragon миссии Crew-5 на станцию отправится российский космонавт Анна Кикина с астронавтами NASA Николь Манн и Джошем Кассадой и астронавтом JAXA Коити Вакатой.

История совместных полетов России и США

С начала 1990-х годов Россия и США накопили богатый опыт совместных полетов на околоземную орбиту. В 1994 году российский космонавт Сергей Крикалев впервые полетел на американском шаттле Discovery, а в 1995 году астронавт Норман Тагард полетел на станцию «Мир» на российском корабле.

Перекрестная схема полетов предполагает, что российские космонавты входят в экипажи американских кораблей, и наоборот. Такая схема существовала в первые годы эксплуатации МКС, когда американцы летали к станции на своих многоразовых кораблях.

Однако после катастрофы шаттла Columbia она была свернута, а с 2011 по 2020 год пилотируемые полеты к станции осуществлялись только на российских «Союзах», за полеты астронавтов на российских кораблях NASA платило «Роскосмосу». Так продолжалось до появления в США частного космического корабля Crew Dragon разработки компании SpaceX. После его первого пилотируемого полета в конце 2020 года состоялся лишь один совместный полет в начале 2021 года. После этого российские «Союзы» летали исключительно с российскими членами экипажа и один раз — с японскими космическими туристами.

В нулевые годы, в самом начале программы МКС, россияне при тренировках на земле готовились и полноценному управлению американским сегментом, а американцы — российским. В том числе они проходили подготовку к выходам в открытый космос в скафандрах партнеров.

Почему необходимы перекрестные полеты

Сейчас подготовка космонавтов сильно сокращена, россияне и американцы проходят базовое ознакомление с сегментами партнеров, но только с точки зрения безопасности. При этом сегменты настолько сложны, что существующая подготовка не позволяет «чужим» членам экипажа поддерживать научную программу партнеров и управлять их сегментом. Поэтому перекрестные полеты, к которым вернулись два космических агентства, позволяют в случае нештатной ситуации, связанной с задержкой запуска российского или американского корабля, обеспечить присутствие на международной станции хотя бы одного космонавта «Роскосмоса» и одного астронавта NASA, которые могли бы обслуживать свои сегменты станции.

NASA

«Сейчас, из-за того что подготовка по сегменту партнеров имеет такой укороченный вариант, может возникнуть ситуация, как в 2018 году после аварии на старте российского корабля «Союз», который не долетел до станции. А год назад корабль Crew Dragon так долго не запускали из-за погоды, что другой Crew Dragon с американцами и партнерами со станции должен был улететь раньше, чем полетел новый. И тогда американский сегмент остался бы без полноценного члена экипажа, если бы в составе корабля «Союз» не было бы американского астронавта Марка Ванде Хая» , — пояснил RTVI член Северо-Западной организации российской Федерации космонавтики России Александр Хохлов.

«В таком случае россияне, во-первых, не смогли бы полноценно обслуживать большое количество стоек с научными экспериментами на американском сегменте и не смогли бы обеспечить его безопасность в случае необходимости, например, выйти в открытый космос и провести срочный ремонт», — добавил Хохлов.

Непредвиденные задержки с запуском теоретически могут возникать и с российскими кораблями, как случилось в 2010 году, когда корабль «Союз» повредили при транспортировке по железной дороге. «Поэтому, если на американском корабле летят только американцы, а на российском — россияне, то если по какой-то причине не полетел чей-то корабль, их сегмент может остаться без членов экипажа, поскольку сроки посадки возвращаемого корабля нельзя бесконечно передвигать, так как и у «Союза» и Crew Dragon есть предельные сроки пребывания на станции», — сказал Хохлов.

Опыт эксплуатации МКС и запусков пилотируемых кораблей показал, что возврат к перекрестным полетам жизненно необходим для станции. «У программы МКС очень высокий приоритет, она регулируется не «Роскосмосом» и NASA, а на уровне правительств США и России. И может возникнуть цепочка событий, при которых станция не сможет полноценно управляться, что может привести даже к потере станции, — считает Хохлов. — Поэтому перекрестные полеты — это требование безопасности станции, чтобы не потерять ее».

Ранее в интервью RTVI за необходимость перекрестных полетов высказался ведущий сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA Вячеслав Турышев. «Пока мы вместе используем космическую станцию, нам нужно иметь возможность доступа к технике друг друга на случай нештатных ситуаций, поэтому это необходимо», — сказал он.