Решение о возможной отправке западноафриканской военной миссии в Нигер, где хунта удерживает власть с конца июля, отложено до 10 августа. Как сообщает Reuters, в ближайший четверг главы государств, входящих в ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки) соберутся на экстренный саммит в Абудже — столице Нигерии. Им предстоит «определиться со стратегией восстановления демократии» в соседней республике после того, как 6 августа истек ультиматум, выдвинутый мятежникам.
В ЭКОВАС пригрозили военным, отстранившим от власти президента Нигера Мохамеда Базума, не только ужесточением санкций, но и применением военной силы. Однако мятежники проигнорировали требование добровольно вернуть власть правительству Базума. По данным CNN, соседи по региону готовы отправить в Нигер контингент численностью в 25 тыс. военнослужащих. В свою очередь, армия Нигера начала перебрасывать в столицу Ниамей дополнительные подкрепления «для отражения иностранного вторжения».
Нуланд не пустили к Базуму и Тчиани
«Страны Западной Африки и мировые державы надеются, что все еще остается возможность для переговоров с лидерами переворота в Нигере перед саммитом, который состоится в четверг. <…> Седьмой за последние три года захват власти в регионе Западной и Центральной Африки привлек внимание всего мира — отчасти из-за ключевой роли Нигера в войне с исламистскими боевиками и его запасов урана и нефти, которые придают ему стратегическое значение в глазах США, Европы и России», — отмечает Reuters.
Накануне, 7 августа, в Ниамей прилетела замгоссекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд — в надежде повлиять на мятежников. При этом ей было отказано во встрече с зачинщиком переворота генералом Абдурахманом Тчиани, провозгласившим себя руководителем Нигера.
Нуланд назвала переговоры с высокопоставленными лидерами хунты, длившиеся более двух часов, «открытыми и местами довольно трудными». Ее просьбу о встрече со свергнутым президентом Базумом, который содержится под домашним арестом в неизвестном месте (предположительно, в своем дворце, но это не точно), военные также отвергли. Разве что представительнице госдепа удалось поговорить с ним по телефону. Судя по всему, отстраненный от власти 63-летний Базум чувствует себя хорошо — несколько дней назад он даже написал колонку в The Washington Post.
Между тем спустя почти две недели после госпереворота в Нигере назначен новый премьер-министр. Как передает Spiegel online, им стал не военный, но профессиональный экономист Али Махаман Ламин Зейн. Он был министром экономики и финансов еще при президенте Мамаду Танджи, свергнутом в 2010 году. А в последнее время Ламин Зейн, по данным местных СМИ, работал в Африканском банке развития.
Блок ЭКОВАС занял в отношении госпереворота в Нигере гораздо более жесткую позицию, чем до этого к свержениям правительств в Мали или Буркина-Фасо.
«Авторитет ЭКОВАС поставлен на карту, ведь блок заявил, что перевороты больше не допустимы», — отмечает Reuters.
План военного вмешательства ЭКОВАС держится в секрете
Как стало известно Reuters, еще в прошлую пятницу, 4 августа, главы оборонных ведомств стран ЭКОВАС «разработали план возможного применения силы для нейтрализации госпереворота» в Нигере. Его подробности западноафриканский блок не разглашает. Сообщения о контингенте в 25 тыс. военных, готовых к переброске в Нигер, стали, пожалуй, единственной крупной утечкой.
Агентство напоминает, что ЭКОВАС — сугубо экономическая структура, куда входят 15 стран региона (включая сам Нигер). Своей армии или сил безопасности у нее нет. Поэтому любое военное вмешательство может последовать исключительно на уровне национальных армий. В любом случае такое решение потребует одобрения лидеров государств.
Одним из главных сторонников военной интервенции выступает президент Нигерии Бола Тинубу, председательствующий в ЭКОВАС. Он уже поручил своему правительству «подготовиться к различным вариантам», включая развертывание военного персонала в Нигере.
«План начальников штабов стран ЭКОВАС предусматривал для интервенции рабочую силу в 25 тыс. служащих. Самый большой контингент, как ожидалось, должен прибыть из Нигерии, чей президент Тинубу проявляет нулевую терпимость к переворотам», — передает BBC.
Однако у себя дома Тинубу столкнулся с «мощной негативной реакцией» на инициативу, признает европейское издание Politico. В Нигерии «растут опасения, что военная интервенция «перерастет в крупный региональный конфликт». К тому же по обе стороны нигеро-нигерийской границы живет один и тот же народ — хауса, так что граждане двух стран считают друг друга братьями.
В день, когда истекал ультиматум хунте Нигера, сенат Нигерии пошел вразрез с желанием главы государства. Парламент принял резолюцию против использования федеральным правительством и ЭКОВАС военной силы в отношении мятежников у соседей. Как передавала местная газета Premium Times, депутаты за закрытыми дверями высказались за дипломатическое урегулирование.
Кроме того, влиятельная группа мусульманских священнослужителей на севере Нигерии раскритиковала Тинубу, призвав его «не спешить вступать в конфликт с соседом, которого можно избежать». С ними проявили солидарность католические епископы Нигерии заодно с братьями по вере из Буркина-Фасо и из самого Нигера.
«Теперь у президента связаны руки», — признает издание.
Отказался от участия в военной интервенции и министр обороны Республики Чад Дауд Яйя Брахим. Между тем Чад и Нигерия представляют две крупнейшие армии в рамках ЭКОВАС. Без них операция имеет шанс провалиться, отмечают эксперты. Также против силового сценария выступает Алжир — один из самых влиятельных игроков в регионе, который формально не входит в ЭКОВАС.
Предварительно направить войска в Нигер готовы Сенегал, Бенин и Кот-д’Ивуар.
«Наземное вторжение, операция спецназа, поддержка контрпереворота»
Если решение о военном вторжении все же будет принято, возможны несколько сценариев. Вот основные варианты развития событий, по прогнозам Reuters:
- Первый вариант — «полномасштабная наземная операция».
По мнению военных экспертов, на ее подготовку могут уйти недели. В любом случае такое вторжение «сопряжено с огромным риском вплоть до дальнейшей дестабилизации Нигера и всего региона». К тому же лидер хунты генерал Тчиани в свое время служил командиром миротворцев ЭКОВАС в Кот-д’Ивуаре после прекращения там огня между правительством и силами повстанцев в 2003 году. «Так что он не понаслышке знает о таких операциях», — отмечает Reuters.
- Второй вариант — операция спецназа.
Он предполагает задействование «более компактных наземных сил, которые можно собрать быстрее».
«Операция спецназовцев, скорее всего, сосредоточится на захвате ключевых объектов администрации и сил безопасности, освобождении Базума от домашнего ареста и восстановлении его правительства, — предполагает старший научный сотрудник консалтинговой компании SBM Intelligence в Нигерии Икемесит Эффионг. — Временные рамки такой операции будут короче, а возможности в регионе для нее имеются».
По мнению эксперта, в этом случае ЭКОВАС может запросить «разведывательную поддержку» у американских и французских сил внутри Нигера. Велика вероятность, что французы, жизненно заинтересованные в сохранении влияния в бывшей колонии, согласятся. А вот с Соединенными Штатами, которые имеют в Нигере 1100 военнослужащих, все менее очевидно.
«Такой план выглядит более реалистичным. <… > Однако рисков у него по-прежнему предостаточно. Иностранные войска, охраняющие объекты в центре столицы Ниамей, могут спровоцировать всплеск насилия в городе, где сотни людей уже выходили на улицы в поддержу переворота и против иностранного вмешательства», — признает Reuters.
- Третий вариант — помощь «встречному контрперевороту».
Нигер — огромная, этнически пестрая страна. Мохамед Базум победил на выборах 2021 года, набрав 56% голосов, напоминает Reuters. Пока не ясно, насколько активно разные группы поддержат новых лидеров. Аналитики говорят и о разногласиях внутри вооруженных сил Нигера, где далеко не все в восторге от хунты. В теории региональные державы могли бы этим воспользоваться.
«Единственный практически возможный сценарий, который я могу себе представить, — более ограниченная поддержка «контрпереворота» нигерийскими силами, — считает бывший спецпосланник США в регионе Сахель Питер Фам. — Без опоры на местные элементы она вряд ли возможна».