Роскомнадзор (РКН) продолжает блокировать независимые медиаресурсы за «размещение заведомо ложной общественно значимой информации» о спецоперации России на Украине. Какие издания в последние дни столкнулись с ограничением доступа – в материале RTVI.
5-6 марта по причине нарушений при освещении событий на Украине были заблокированы сразу несколько ресурсов:
-
«7×7 – Горизонтальная Россия»;
-
журнал «Сноб»;
-
газета «Собеседник»;
-
«Лентачел»;
-
«Псковская губерния»*;
-
«Протокол»;
-
«Медиазона»*;
-
Republic*;
-
«Агентство»;
-
«Эхо Кавказа»;
-
Activatica;
-
Vot Tak.
Роскомнадзор обосновывает принимаемые меры тем, что блокируемые издания публикуют «заведомо ложную общественно значимую информацию, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности». В частности, речь идет про материалы «о якобы нападении России на территорию Украины».
В РКН утверждают, что информация, размещение которой становилось причиной блокировок, «не соответствует действительности, формирует у людей панические настроения, создает предпосылки к массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности».
Реакция заблокированных изданий
Комментируя ограничение доступа к своему сайту, редакция «Медиазоны»* отметила, что его заблокировали именно в связи с освещением событий на Украине. При этом прекращать работу издание не намерено.
«Мы были готовы к этому. За последние дни в России фактически ввели военную цензуру, независимых СМИ в стране почти не осталось. Мы понимаем все наши риски, но продолжаем работать – это наш долг перед читателями и перед самими собой», – говорится в заявлении редакции.
Проект Republic* сообщил в Telegram, что не знает причин блокировки, поскольку пока не получил письма от Роскомнадзора или прокуратуры. «Все понятно, время военное, не до тонкостей», – говорится в публикации издания.
Как и «Медиазона»*, Republic* обещает продолжить работу: на сайте, в социальных сетях, в формате рассылки.
Не планирует сворачивать деятельность и заблокированное издание «7х7 – Горизонтальная Россия», сайт которого также стал недоступен в России по причине «размещения заведомо ложной общественно значимой информации».
«Мы заверяем своих читателей, что при любых раскладах продолжим делать честные тексты о том, что происходит в российских регионах, как гражданское общество объединяет людей отстаивать их права, и о событиях, которые влияют на всех нас», – говорится в заявлении редакции «7х7 – Горизонтальная Россия».
Заблокированная «Псковская губерния»*, напротив, сообщила, что не видит возможностей для работы, поскольку правоохранительные органы накануне изъяли из офиса редакции технику.
«В такой ситуации мы пока не можем работать нормально и вынуждены сообщить о приостановке работы до того момента, пока не поймем, как мы можем технически работать дальше», – отметила редакция «Псковской губернии»*.
О блокировке 6 марта проинформировало издание «Протокол». При этом в заявлении редакции в Telegram говорится, что точную причину закрытия установить не удалось.
«Сейчас у нас есть проблемы с сайтом, но мы придумаем, как выйти из этого положения. Сейчас важно осмыслить происходящее, исходя из этого перегруппироваться и продолжать работать. Если нам придется перейти в формат печати — мы сделаем это. Если придется раздавать людям флешки с нашими роликами и фильмами — мы будем заниматься этим. У нас есть своя аудитория, ради которой мы трудимся», – заявил редактор «Протокола» Александр Савельев.
Проект «Сетевые свободы» сообщил, что редакции изданий «Лентачел», «Псковская губерния»* и «Медиазона»* намерены оспорить блокировки.
-
С момента начала проведения спецоперации России на Украине под блокировку попали сайты сразу нескольких независимых медиа, включая «Медузу»*, «Эхо Москвы», The Village, Deutsche Welle, BBC и «Радио Свобода»*. Кроме того, доступ был ограничен к зарубежным соцсетям Facebook и Twitter.
-
4 марта президент России Владимир Путин подписал закон об уголовной ответственности за «фейки о действиях российских военных» и «призывы к антироссийским санкциям». В свете принятия документа редакции некоторых изданий отказались от освещения боевых действий на территории Украины.
* признано в России иностранным агентом