Президент России Владимир Путин и глава КНДР Ким Чен Ын 13 сентября встретились на космодроме Восточный в Амурской области и провели пятичасовые переговоры. Общих заявлений и выступлений по итогам встречи не было, о конкретных договоренностях не сообщалось. Как встречу Путина и Кима оценивают западные СМИ, — в обзоре RTVI.

Западные издания сходятся во мнении, что со стороны России переговоры могли касаться поставок оружия. У КНДР «в изобилии» имеются боеприпасы и ракеты советских времен, отмечает Associated Press (АР). Путин, отвечая на вопрос, обсуждалось ли на переговорах военно-техническое сотрудничество, отметил, что Россия соблюдает санкции Совета безопасности ООН, но «есть вещи, о которых мы, конечно, можем говорить, обсуждать», и «здесь тоже есть перспективы».

Решение встретиться на космодроме Восточный может означать, что Ким Чен Ын ищет у России помощи в разработке военных разведывательных спутников, считает АР. Агентство обращает внимание на то, что лидера КНДР сопровождали в поездке председатель комитета космической науки и техники Пак Тхэ Сон, командующий ВМС Ким Мен Сик и директор департамента военной промышленности КНДР Чо Чун Рен. Эти люди, пишет АР, связаны с усилиями КНДР закупить спутники-шпионы и подводные лодки с баллистическими ракетами, способные нести ядерное оружие.

Путин, отвечая на вопрос журналистов, почему для встречи был выбран космодром Восточный и будет ли Россия помогать Северной Корее в строительстве космических спутников, сказал, что Ким Чен Ын «проявляет большой интерес к ракетной технике, они и космос пытаются развивать».

По оценке CNN, «мы все еще имеем дело с большой неизвестностью», когда речь идет о потенциальном обмене технологиями между Россией и КНДР. Но если Северная Корея получит пусковые технологии, мир «может стать свидетелем более масштабных глобальных последствий «крупнейшей сухопутной войны в Европе с 1945 года». Сближение двух стран «может проявиться неожиданным и опасным образом», считает телеканал.

Сигнал Вашингтону

Помимо технологий, КНДР, по мнению аналитиков, нужно от России продовольствие, топливо, финансовая помощь, а также запчасти для военных и гражданских самолетов советских времен, перечисляет The New York Times (NYT).

Встреча российского и северокорейского лидеров знаменует собой потенциально новую эру в отношениях между Москвой и Пхеньяном, считает газета.

«Намеренно или нет, но саммит дал понять Вашингтону, что поддержка Западом Украины будет иметь последствия ― в данном случае в виде сближения Москвы с авторитарным режимом Кима», — пишет издание.

После военных действий на Украине КНДР обрела большую актуальность для России, чем в прошлые годы, продолжает NYT. «Исторически это были очень коммерческие отношения, основанные на сделках. Сейчас эти два компонента отношений, похоже, находятся в более тесном взаимодействии, чем это было на протяжении многих лет», — считает старший научный сотрудник в области изучения Кореи Совета по международным отношениям Скотт Снайдер.

The Washington Post (WР) предполагает, что КНДР в обмен на потенциальное соглашение в военной сфере могла бы потребовать от России поставить более современные технологии в области вооружений или налчать более тесное экономическое сотрудничество — например, принять больше северокорейских рабочих.

«Что бы это ни было, для Путина это, возможно, того стоит. <…> Возможно, это отчаяние. Это также можно рассматривать как решимость», — пишет газета.

Растущая дружба между Россией и Северной Кореей нервирует Запад, отмечает The Wall Street Journal (WSJ). Путин и Ким Чен Ын сблизились после начала боевых действий на Украине и возвращения Пхеньяна к испытаниям ракет большой дальности. Действия двух стран привели к их большей изоляции, но сблизили мировоззрения двух лидеров, считает газета.

Встреча Путина и Ким Чен Ына, помимо прочего, может дать некоторым странам и компаниям зеленый свет для возобновления сделок с Северной Кореей, считает научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований Дарья Долзикова. «Это как бы предполагает, что Россия не будет мешать другим странам сотрудничать с Северной Кореей», — пояснила аналитик.

По мнению The Guardian, Россия налаживает более тесные связи с КНДР, поскольку Путину уже «нечего терять». Северная Корея могла бы сыграть важную роль в коалиции стран, желающих вести бизнес с Россией, считает издание. Россия также выигрывает от предоставления Пхеньяном дешевой рабочей силы, которая играет важную роль в российской лесозаготовительной промышленности, добавляет газета.

Сигнал Китаю

Китай десятилетиями был главным торговым партнером КНДР и единственным рычагом давления на Пхеньян, рассуждает журналист Forbes Мелик Кайлан. «Ультрапубличная демонстрация обновленного союза» России с Пхеньяном, по мнению автора статьи, «говорит Пекину, что с этого момента все меняется — вы не снабжаете нас оружием, которое нам нужно, а мы бросаем вызов вашему шаткому главенству над Пхеньяном».

Как считает журналист, встреча Кима и Путина не изменит ход военных действий на Украине, но может побудить китайцев к активным действиям. «Потому что, если они этого не сделают, Москва может стать новым старшим братом Северной Кореи и помочь улучшить военный потенциал страны», — пишет Кайлан. А потенциал России по совершенствованию северокорейских вооружений «открывает совершенно новый незащищенный фланг для Южной Кореи, Японии и всего западного альянса в Восточной Азии», отмечается в статье.

«Таким образом, Путин делает геостратегический ход, возвращая мир к глобальным расстановкам времен холодной войны вплоть до Азии. Теперь возможности Запада по защите азиатских союзников ограничены двойной угрозой со стороны Китая и России», — считает журналист Forbes.