О том, что Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл якобы был агентом КГБ в 1970-х, со ссылкой на рассекреченные документы федеральной полиции Швейцарии сообщили издания Le Matin Dimanche и Sonntagszeitung. В Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, комментируя для RTVI публикации, назвали их «лживыми домыслами».
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал статью швейцарских журналистов «достаточно искусной комбинацией реальных фактов из биографии Святейшего Патриарха Кирилла со лживыми домыслами, очень хорошо удовлетворяющими политической цели давления на Русскую Православную Церковь».
«Увы, эта цель в последнее время доминирует в современных западных СМИ. Причем после каждого домысла, автор статьи стыдливо дописывает, что подтвердить эту ложь не представляется возможным», — сказал он RTVI.
«После прочтения статьи возникает впечатление, что она в значительной части написана со слов бывшего журналиста «Московского комсомольца» Сергея Бычкова, который известен тем, что распространял ложь про Патриарха в своих статьях.
Бычков пересказал чуть ли не все свои публикации, забыл только упомянуть, что ему не удалось в суде опровергнуть утверждения ныне покойного протоиерея Всеволода Чаплина о том, что сам этот журналист в «80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы».
Забавно, что собеседником швейцарского издания про якобы «связи Патриарха с КГБ» стал человек, который сам имел к взаимодействию с этой структурой самое непосредственное отношение», — заключил Кипшидзе.
Рассекреченные архивы
Автор расследования утверждают, что патриарх Кирилл работал на советские органы безопасности и ссылаются на рассекреченные государственные архивы Швейцарии с 1969 по 1989 годы. В карточке Владимира Гундяева было 37 записей с 1969 по 1989 год, большинство из них относились к заявлениям на получение визы на въезд в Швейцарию, но в двух стояла отметка о том, что Гундяев относится к советским чиновникам, «в отношении которых были приняты меры». Какие именно, издания не уточняют.
В 1971 году 24-летний Владимир Гундяев представлял РПЦ на Всемирном совете церквей в Женеве. Информация из рассекреченных архивов, по данным швейцарской прессы, говорит о том, что будущий патриарх уже тогда якобы работал на КГБ. В своих утверждениях журналисты опираются в том числе на досье патриарха, составленное швейцарской полицией.
«Нам сказали: опасайтесь этих священников, потому что они агенты КГБ. В разговорах с Кириллом у меня всегда было ощущение, что он ищет информацию. Он был очень дружелюбен, но задавал много вопросов об эмиграции и духовенстве», — приводит Sonntagzeitung слова анонимного источника.
Через своих агентов КГБ хотела «заставить [Всемирный совет церквей] осудить США и их союзников и смягчить свою критику отсутствия религиозной свободы в СССР», писал немецкий теолог и богослов Герхард Безьер.
При этом племянник патриарха Кирилла, по данным газеты, управляет церковью в пригороде Женевы Шен-Бужери. Он заявил швейцарским журналистам, что Кирилл не был агентом КГБ, но «находился под строгим контролем» спецслужб.
Во Всемирном совете церквей заявили Sonntagzeitung, что у них нет информации по этому поводу.
«Табачная история» Сергея Бычкова
С 90-х Бычков в своих статьях называл бывшего тогда митрополитом Смоленским и Калининградским Кирилла исключительно «табачным митрополитом». Будущего патриарха журналист обвинял в участии в схеме по продаже сигарет, которые государство в качестве гуманитарной помощи предоставляло церкви. От реализации подакцизного табака Кирилл якобы имел собственную выгоду — как материальную, так и карьерную.
Своими статьями Бычков неоднократно вызывал недовольство РПЦ. В 2006 году заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в эфире «Эха Москвы»* назвал Бычкова «лжецом» и «сумасшедшим доносчиком, который в 80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы», а также «душевно больным, <…> который вымещает личную скорбь шизофренического плана и теперь свои доносы оформляет в виде статей». Журналист подал в суд на Чаплина и требовал от протоиерея опровергнуть «несоответствующие действительности» слова и выплатить моральную компенсацию. Однако Преображенский районный суд Москвы отказал Бычкову в удовлетворении его иска.
«Суд отказал Бычкову в удовлетворении иска. По-моему, это означает, что суд признал господина Бычкова лжецом», — заявил Чаплин после оглашения решения суда.
В 2009 году, когда из митрополита Смоленского и Калининградского Кирилл стал патриархом, Сергей Бычков заявил, что больше не будет писать о нем в негативном ключе. «Патриарх — это публичная фигура, предстоятель Русской Церкви. Все, что он делает, говорит, происходит на глазах у верующих, у всей страны, и заниматься какими-то информационными раскрытиями мне кажется совершенно бесперспективным занятием», — передавал слова Бычкова «Интерфакс-Религия».
Тогда же он заявил, что исчерпана и «табачная история»: бывший глава Федеральной таможенной службы России Александр Починок опроверг информацию о том, что Кирилл якобы в корыстных целях пользовался правом Церкви на продажу подакцизных товаров в 90-х.