Кремль не воспринимает всерьез петицию об отставке главы Чечни Рамзана Кадырова на платформе Change.org, так как голоса под ней могли быть накручены ботами. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, передает ТАСС.
«Там обезличенное голосование, которое может накручиваться ботами и так далее. Ну, соответствующим образом и относимся к этому», — сказал Песков.
Он добавил, что в Кремле следят за реакцией чеченского руководства на встречу главы региона с президентом Владимиром Путиным: «Безусловно, все, что обсуждается на беседах глав регионов с президентом России, далее тщательно отслеживается различными профильными подразделениями администрации президента и другими ведомствами».
Петицию об отставке Кадырова 6 февраля создал политик Илья Яшин. Менее чем за сутки она собрала больше 16 тысяч подписей. Яшин написал, что глава Чечни «превратил регион в обособленное государство внутри России, создал региональную армию, которая подчиняется только ему, а также позволяет себе и своему ближайшему окружению угрожать журналистам, правозащитникам, судьям и их семьям».
Встреча Кадырова с Путиным прошла 2 февраля. По словам Пескова, на ней обсуждалось социально-экономическое развитие Чечни. Глава региона 3 февраля рассказал о встрече: «Вчера действительно состоялась встреча добрая. Президент, как всегда, поддержал нас. Были острые вопросы. Как всегда, нужно было личное участие президента».
4 февраля из России уехала журналистка «Новой газеты» Елена Милашина. В конце января Кадыров назвал ее и члена президентского Совета по правам человека Игоря Каляпина «террористами, которые зарабатывают на теме Чеченской Республики и чеченцев». Помимо этого, Кадыров призвал правоохранительные органы задержать «этих пособников террористов» и указал, что между террористами и их пособниками «нет никакой разницы».
Через несколько дней глава республики заявил, что против Милашиной и других правозащитников нужно возбудить уголовное дело. После этого «Новая газета» потребовала от Следственного комитета завести дело по статье о возбуждении ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ).
Елена Милашина известна своими многочисленными расследованиями о коррупции, нарушении прав человека на Северном Кавказе и в Чечне, в частности, о теракте в Беслане, об убийствах Анны Политковской и Натальи Эстемировой, о войне в Южной Осетии и многом другом.
Дело Янгулбаевых
20 января в Нижнем Новгороде чеченские силовики попытались задержать экс-судью Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева и членов его семьи, но им удалось забрать с собой только жену судьи Зарему Мусаеву. Ее доставили на допрос в Чечню и задержали на 15 суток за «оскорбление и нападение на полицейского». Впоследствии на Мусаеву возбудили уголовное дело за то, что она, якобы, расцарапала лицо полицейскому — ее арестовали на два месяца.
На этом фоне семья Янгулбаевых покинула Россию. Коллегия судей Чечни также прекратила отставку бывшего судьи Сайди Янгулбаева и лишила его таким образом неприкосновенности. Янгулбаев говорил, что будет оспаривать в суде это решение коллегии.
Чеченские власти считают Янгулбаевых пособниками террористов и подозревают в причастности к ведению сепаратистского телеграм-канала 1ADAT*.
Глава Чечни утверждал, что Янгулбаевы «однозначно поддерживают террористические группировки», а также планируют создать целую сеть таких объединений. «Отныне семейке [Янгулбаевых] придется жить озираясь, вздрагивать от любого стука в дверь», — говорил Кадыров. Чеченский депутат Адам Делимханов также угрожал «оторвать голову» членам семьи Янгулбаевых.
Кроме того, в столице Чечни, Грозном, прошел «несанкционированный» митинг, на котором участники акции сжигали портреты Янгулбаевых.
Сторонники Кадырова в конце января выложили в Сеть расследования, в которых рассказывалось, что сыновья бывшего судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева Ибрагим и Байсангур администрируют телеграм-канал 1ADAT*, а его читатели в Стамбуле планируют создать ЧВК при поддержке турецких силовиков, которые якобы «дали зеленый свет на убийства кадыровцев» на территории Турции. Кроме того, в расследовании говорилось, что Сайди Янгулбаев одобрительно высказывался о постах про избиение в Турции чеченского силовика.
Против Ибрагима Янгулбаева в Чечне завели уголовное дело по статье о публичных призывах к террористической деятельности. Другой сын Янгулбаева, Абубакар, занимался правозащитной деятельностью в «Комитете против пыток»**, что, по мнению семьи, также стало поводом для преследований.
* заблокирован Роскомнадзором за размещение запрещенной в РФ информации и публикацию материалов, признанных судом в Чечне экстремистскими
** юрлица организации были признаны иноагентами, сейчас она работает без регистрации