Основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин 21 июня заявил об успехах наступления ВСУ на юге. По словам бизнесмена, украинские военные взяли под контроль несколько населенных пунктов, а «российская армия потеряла огромные куски территории». Пригожин также сообщил, что силы ВСУ якобы находятся в селе Садовое под Токмаком (25 км от линии фронта), двигаются в сторону Молочного Лимана и начали попытки форсировать Днепр. Минобороны России официально не комментировало эту информацию. RTVI узнал, как военкоры и блогеры оценивают ситуацию на херсонском и запорожском направлениях и что они думают о заявлении лидера «вагнеровцев».

Военный корреспондент Александр Коц в разговоре с RTVI заявил, что информация, озвученная Пригожиным не соответствует действительности.

«Я не знаю, зачем Евгений Викторович делает такие заявления. В сторону Молочного Лимана они действительно двигаются, если мы посмотрим на карту, от Орехова в сторону Работина, где сейчас идут бои, это как раз в сторону Молочного Лимана, но Молочный Лиман находится на Азовском море южнее Мелитополя, и понятно, что противнику туда идти и идти. Но если провести по линейке, да, это в сторону Молочного Лимана», — отметил он.

По словам Коца, в целом «никакого форсирования Днепра нет, Пятихатки переходят из рук руки постоянно, Урожайное противником не взято, под Токмаком, естественно, нет никакого противника».

«Было высказано мнение, что это Евгений Викторович так троллит [замминистра обороны Украины] Анну Маляр с ее заявлениями о том, что все идет по плану. Но я не знаю», — добавил он.

Военный корреспондент Юрий Котенок сказал RTVI, что не будет ни подтверждать, ни опровергать слова основателя ЧВК «Вагнер», поскольку есть разночтения: Пригожин дает одну информацию, а Минобороны — «несколько иную».

«Я знаю, что в районах этих населенных пунктов идут ожесточенные боестолкновения, и фактически те же самые Пятихатки переходят из рук в руки. Противник давит и вводит в бой новые резервы. Эти колонны, штурмовые подразделения на рубеже развертывания, непосредственно в боевом контакте уничтожаются нашими военными, артиллерией накрываются, но противник постоянно давит, инициатива на его стороне. Я хочу особо отметить, что ситуация тяжелая, несмотря на огромные потери противника, потери есть и у нас — это война», — пояснил военкор.

С учетом этого, считает Котенок, не надо опровергать или подтверждать заявления Пригожина, «нужно говорить о том, что идет тяжелая боевая работа, ситуация очень непростая». «Это подтверждают мои источники на линии боевого соприкосновения», — отметил он.

Военкор добавил, что «противник не достиг своих намеченных целей в так называемом контрнаступе», ввиду организованной эшелонированной обороны российских войск.

«Тем не менее на ряде участков эти попытки носят ожесточенный характер и поддерживаются массированным применением противником артиллерии, ракетного вооружения и так далее. То есть они лезут, мы отбиваемся, пока ситуация выглядит таким образом», — заключил собеседник RTVI.

Libkos / AP

Автор и создатель военного телеграмканала «Рыбарь» Михаил Звинчук в разговоре с RTVI выразил мнение, что в контексте конфликта между Пригожиным и Минобороны России заявление основателя «Вагнера» следует расценивать «как попытку либо набрать политические очки, либо спровоцировать ВСУ на какие-то необдуманные действия».

«Потому что пока Пригожин был на передовой, на фронте, он, естественно, владел информацией из первых рук, и он был тем лицом, к которому прислушивались, потому что он постоянно находился на передней линии. На данном этапе Пригожин занимается восстановлением боеспособности подразделений ЧВК «Вагнер», а также планированием возвращения ЧВК в зону специальной военной операции и зарабатыванием определенных политических очков», — пояснил он.

Звинчук отметил, что, согласно сообщениям источников военкора Александра Сладкова, информация Пригожина относительно конкретных населенных пунктов неверна. Создатель «Рыбаря» предположил, что такими заявлениями руководитель «вагнеровцев», вероятнее всего, пытается «вызвать некую контролируемую смуту и ввести, в первую очередь, противника в заблуждение». При этом Звинчук не уверен, что это увенчается успехом, «потому что технических средств разведки у противника хватает».

«Пятихатки находятся в серой зоне, по состоянию на вчерашний день, западную часть населенного пункта контролировал противник, мы находились на восточных окраинах. За день населенный пункт до трех-четырех раз переходит из рук в руки. Он находится в низине, наши войска расположены на близлежащих высотах, откуда они работают по штурмовым группам противника», — сказал собеседник RTVI.

Валентин Спринчак / ТАСС

Он добавил, что ВСУ во время своего рывка по Времевскому выступу не смогли занять поселок Урожайное. Близлежащая к нему Макаровка, как и село Пятихатки, находится в серой зоне, потому что расположена в низине.

«Для Урожайного угрозы нет. От Работина до линии боевого соприкосновения еще несколько километров. Если смотреть строго на север от Работина на Новоданиловку, то российские подразделения контролируют балку Широкая, примерно там находятся передовые подразделения. Что касается Токмака, это в принципе не соответствует действительности. Если мы говорим про возможное форсирование Днепра и занятие Голой Пристани, о чем Пригожин говорил вчера, то в Голопристанском районе всего после разрушения дамбы Каховской ГЭС было потоплено 13 или 14 малых катеров и надувных лодок, на которых перемещались диверсионно-разведывательные группы. Ни одна из них до самой Голой Пристани не добралась», — добавил Звинчук.

Он отметил, что украинские войска есть в серой зоне «на островах и в полузатопленной зоне под Антоновским мостом», но российские военные ведут разведку, постоянно подсвечивают активность противника и работают по нему. Поэтому никакой угрозы по Голой Пристани нет, считает автор «Рыбаря».

Алексей Коновалов / ТАСС

По его словам, следует ожидать попытки форсирования обмелевшего Каховского водохранилища, потому что до строительства водохранилища в 1956 году через Никопольские плавни пролегала старая дорога с мостом.

«Она сейчас, после обмеления, стала видна, еще три-четыре дня, и она подсохнет. Она в полуразрушенном состоянии, но это не ил и не земля, по ней можно навести переправу на другой берег по самому короткому маршруту от Никополя до Энергодара. Дорогу контролируют наши вооруженные силы, они знают о том, что противник может попытаться пересечь обмелевшее водохранилище и, собственно, выбивает регулярный резерв. Но опасность такая сохраняется», — сказал RTVI Звинчук.

Также, по его мнению, сохраняется опасность возможного форсирования Днепра к северо-востоку от дамбы Каховской ГЭС. «Потому что там размыва как такового не было, там Днепр обмелел, но из-за характера почвы там формировать будет достаточно проблематично, нужно дождаться, пока все подсохнет», — резюмировал основатель «Рыбаря».

Военный корреспондент Александр Сладков в своем телеграм-канале назвал заявления Пригожина «серьезными», отметив, что «смысл их в скрываемой от народа правде о сдаче противнику больших наших территорий».

Он добавил, что не будет брать на себя смелость оценки ситуации.

«Я просто взял и закинул вопросы по направлениям, обозначенным в заявлении. Отвечают воюющие люди, именно на тех территориях, о сдаче которых идет речь», — пояснил Сладков.

В частности, на вопрос «Пятихатки за противником, идут они дальше или нет?» один из источников военкора ответил: «Нет, их пожгли, многие в плен идут».

Другой собеседник Сладкова, участвующий в боевых действиях на Ореховском направлении, на вопрос «А правда, что ВСУ в Работино, и в Садовом над Токмаком?» назвал эту информацию «враньем». Еще один источник военкора на этот же вопрос ответил так: «[Ничего] не пойму… Может они сдаваться едут? Ну или там отпуск у них, и в ВСУ кто-то из Токмака есть? Собрались кучкой, чтобы дешевле было доехать?»

Один из бойцов, находящихся на южно-донецком направлении, в ответ на вопрос Сладкова: «Что там в Урожайном, прорываются они [ВСУ] дальше, или нет»? заверил, что «в эфире тишина, на полях тоже».

Пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС

Другой источник военкора написал: «Ну [врут, врут] твари и злые языки. Все нормально, держим. Да тяжело, трудно. Ну это все лирика, как бы, [ничего] там вот в этом месте ничего пока не изменилось. Ну, даже движение по выдаче БК (боекомплекты — прим. ред.) идет, вроде бы, ну, понятно, не так, как бы хотелось. Ну военным, вроде, что-то дали, там нормально огрызаемся. Нам чуть-чуть дают — огрызаемся. Процесс так идет. Не так быстро, конечно, но идет».

Сладков отметил, что не понимает, в чем смысл обеспечивать украинские каналы такими заявлениями, которые делает Пригожин, поскольку «информация-то, мягко говоря, противоречивая».

«В чем смысл ее доведения до народа? По сути — боевые действия продолжаются. Никто не говорит, что победа уже у нас в кармане. Действительно помощь и доукомплектование на передке не помешают. Но об успехах ВСУ в этой летней кампании говорить нельзя. Мужики наши там на фронте воюют, не щадят себя, зачем их так прикладывать?», — недоумевает военкор.

Его коллега Дмитрий Кулько также связался со знакомыми бойцами, которые держат рубежи на херсонском и запорожском направлениях.

«Докладываю. В Голой Пристани, где стоит 80-я арктическая бригада, противник сегодня даже не пытался отправлять ДРГ. Город полностью под нашим контролем. В Токмаке, который находится под щитом эшелонированной обороны и героических бойцов 42-й дивизии, доносятся лишь звуки выходы нашей артиллерии. Город, как и ближайший поселок Садовое, ударам штурмовых групп ВСУ не подвергался — до [линии боевого соприкосновения] далеко», — написал он в своем телеграм-канале.

При этом военкор отметил, что в районе Пятихаток идут тяжелейшие бои, поселок несколько раз переходил из рук в руки.

«В любом случае, гибкая линия обороны придумана для того, чтобы концентрировать и применять силы наиболее удобным образом. И продвижение противника на несколько сотен метров не гарантирует закрепление. Предыдущие недели контрнаступления ВСУ это наглядно показали», — резюмировал Кулько.

На момент публикации материала Министерство обороны не ответило на запрос RTVI о достоверности информации Евгения Пригожина.