В ночь на 11 августа Россия успешно запустила к спутнику Земли первую за почти 50 лет миссию «Луна-25». В политическом плане это рассчитано на Запад, который стремился изолировать Россию своими санкциями, и на Китай, с которым у Москвы есть совместные планы по освоению Луны, пишут зарубежные СМИ. Подробности — в обзоре RTVI.

Политическое соревнование с США и Китаем

Россия конкурирует за первую высадку на Южный полюс Луны с Индией, которая еще в середине июля отправила туда свою космическую станцию «Чандраян-3». Она уже находится на орбите Луны, но в Роскосмосе ожидают, что «Луна-25» окажется на поверхности спутника Земли раньше.

Запуск «Чандраян-3»
Aijaz Rahi / AP

Associated Press (AP) приводит мнение блогера, писателя и популяризатора космонавтики Виталия Егорова о том, что целью является не изучение Луны, а «политическое соревнование между двумя сверхдержавами — Китаем и США — и рядом других стран, которые также хотят претендовать на звание космической сверхдержавы».

AP отмечает, что санкции против России, введенные после начала военных действий на Украине, влияют на российскую космическую программу, поскольку затрудняют доступ к западным технологиям. По словам аналитиков, изначально в составе «Луны-25» предполагалось наличие небольшого лунохода, но от этой идеи отказались, чтобы уменьшить вес аппарата и повысить надежность.

«Зарубежная электроника легче, отечественная тяжелее, — отметил Егоров. — В то время как перед учеными может стоять задача изучения лунной воды, для Роскосмоса главной задачей является просто высадка на Луну — восстановить утраченный советский опыт и научиться выполнять эту задачу в новую эпоху”.

Что хотят найти российские ученые на Луне и как они обошлись без западных партнеров, — читайте здесь

В условиях западных санкций запуск миссии на Луну становится важным испытанием способности России проложить новый путь, пишет The New York Times (NYT).

За российской лунной миссией будет пристально наблюдать весь мир, поскольку Европа и США работают над изоляцией России, а Москва в ответ пытается укрепить свои политические и экономические связи с другими странами.

Кремль рассматривает космическую программу как одно из направлений этих усилий, отмечает газета. В частности, Россия и страны Африки на недавнем саммите договорились укреплять сотрудничество в сфере космоса.

«Российское правительство ищет любых “побед”, чтобы показать, насколько его не волнуют санкции», — приводит NYT мнение блогера Дениса Ширяев, пишущего о технологиях.

Огромное научное достижение и сигнал Китаю

Если прилунение российского аппарата будет успешным, а дальнейший год исследований принесет плоды, это станет для России большим шагом вперед к строительству совместной с Китаем научной лунной станции базы к 2030-м годам, считает британский журналист Тим Маршалл, автор книги «Будущее географии» о космической геополитике.

«Если им [России] это удастся, это будет огромное технологическое и научное достижение», — сказал Маршалл в беседе с Politico, оценивая запуск «Луны-25».

По мнению писателя, в отношениях с Китаем, в том числе в космической сфере, Россия является младшим партнером, а миссия «Луны-25» может сбалансировать чашу весов.

Борьба за влияние и ресурсы на Луне

Южный полюс Луна имеет стратегическое значение из-за возможных залежей воды и льда, отметила в беседе с The Wall Street Journal (WSJ) независимый исследователь космической политики Намрата Госвами. Также этот регион Луны рассматривается как потенциальное место для добычи полезных ископаемых и возможного заселения.

Лунный кратер Шрёдингер, расположен недалеко от южного полюса на обратной стороне Луны
NASA GSFC Scientific Visualization Studio

Таким образом, первая в истории высадка на Южном полюсе могла бы сильно продвинуть научный мир в понимании того, может ли на Луне быть достаточное количество льда, чтобы обеспечить топливом, кислородом и питьевой водой возможное поселение людей в будущем, пишет газета.

Успех миссии «показал бы, что российские космические усилия остаются важным потенциалом для страны», считает Госвами.

«Это послание, которое [президент России Владимир] Путин направит остальному миру, важный сигнал не только Западу, но и Китаю», — заявила собеседница газеты.

Первые высадившиеся на Южном полюсе Луны могли бы выработать свои собственные предпочтительные стандарты по исследованию и использованию спутника Земли и ожидать, что остальные последуют за ними, не полагаясь на долгую выработку общих согласованных норм. Такое мнение в разговоре с Politico высказал аналитик космического проекта Карнеги в фонде Карнеги за международный мир* Бенджамин Сильверштейн.

Он привел в пример «Соглашения Артемиды» по освоению Луны, которые поддерживают США, Великобритания, Япония, Канада и ряд других стран. Документ позволяет претендовать на эксклюзивный доступ к определенным зонам, например, вокруг лунной базы рядом с залежами льда или богатыми ресурсами месторождениями, пишет издание.

Сильверштейн указал на рост числа подписантов «Соглашения Артемиды», выразив мнение, что «это будет доминирующий космический блок века, но в обозримом будущем они никогда не получат в свои ряды Китай, Россию или их союзников».

*признан Минюстом России иноагентом