В Совете Федерации разработали законопроект, который предлагает сажать на срок до 10 лет силовиков, которые пытают заключенных в колониях, пишет «Коммерсантъ». Правозащитники сказали RTVI, что это нужный закон, но наказание должно быть еще более строгим.
Законопроект разработан главой комитета по конституционному законодательству и госстроительству Совфеда Людмилой Нарусовой и ее коллегами. В разработке также принимала участие уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.
Документ обсудят 22 ноября на заседании специальной рабочей группы Совфеда. В обсуждении поучаствуют глава ФСИН Александр Калашников, заместитель генпрокурора Николай Винниченко и Татьяна Москалькова.
Нарусова пояснила, что законопроект разрабатывался еще весной 2019 года, когда «Новая газета» сообщила о пытках в ярославской колонии, однако отправить его на рассмотрение решили после того, как правозащитный портал Gulagu.net начал публикацию видео из тюремного архива, на которых пытают и насилуют заключенных.
«Законопроект, что называется, лежал под сукном, но последние события стали толчком, чтобы его приняли для рассмотрения», — пояснила Нарусова.
Она подчеркнула, что работа в правоохранительных органах должна быть отягчающим обстоятельством в случае, если сотрудник участвует в пытках.
Нынешнее законодательство, по ее словам, предполагает недостаточную ответственность для силовиков за пытки: «За это могут просто уволить с работы, но должна быть уголовная ответственность», — пояснила сенатор.
Авторы законопроекта ожидают, что он будет внесен в Госдуму до конца года.
Нынешняя статья 117 уголовного кодекса («Истязание») предполагает наказание до семи лет лишения свободы за побои и пытки.
Достаточно ли наказание?
Член Совета по правам человека Ева Меркачева считает, что такой закон должен был появиться, но тюремное заключение для силовиков, участвующих в пытках, должно быть значительно больше, чем 10 лет.
«Законопроект долгожданный и крайне необходимый, но наказание, на мой взгляд, недостаточное. Я бы предложила — до пожизненного срока. Дело в том, что пытки — это преступление должностного лица не просто против конкретного человека или группы людей. Это преступление подрывает веру в государство, в сам строй», — считает правозащитница.
По мнению Меркачевой, объяснить разработку такого законопроекта и одновременно объявление в розыск основателя проекта Gulagu.net Владимира Осечкина можно тем, что разные силы в государстве преследуют свои интересы.
Архив с пытками
В начале октября правозащитный проект Gulagu.net начал публикацию видеоархива с пытками и изнасилованиями осужденных в российских колониях. Осечкин утверждает, что у них примерно 40 Гб таких материалов.
После этого Следственный комитет возбудил несколько уголовных дел по статьям о насильственных действиях сексуального характера и превышении должностных полномочий. Руководство туберкулезной больницы ФСИН в Саратовской области уволили (по словам представителей службы, по факту проверок были уволены 18 сотрудников).
Правозащитники из Gulagu.net говорили, что архив им передал белорус Сергей Савельев, который отбывал срок по делу о наркотиках и занимал должность программиста в саратовской туберкулезной больнице ФСИН №1. МВД России объявило его в розыск по уголовному делу о «неправомерном доступе к компьютерной информации», его заочно арестовали, но затем дело против Савельева закрыли.
В базе МВД 12 ноября появилась информация о розыске основателя законопроекта Gulagu.net Владимира Осечкина.
О том, почему в российских колониях пытают людей, а также как прекратить издевательства над заключенными в местах лишения свободы — подробнее в материале RTVI.