Вооруженные силы Украины 22 сентября нанесли ракетный удар по штабу Черноморского флота в Севастополе. В Минобороны России сначала сообщили о гибели одного военнослужащего, но потом заявили, что он пропал без вести. RTVI собрал мнения военкоров и авторов военных телеграм-каналов.

Популярная у военкоров и авторов провоенных каналов тема — какой должна быть реакция властей на удар по штабу Черноморского флота. Так, Юрий Котенок отмечает, что «массированные ракетные атаки по Крыму сопровождаются издевательскими комментариями бандеровских пабликов» с цитатами из заявления министра обороны России Сергея Шойгу «о неотвратимости ударов возмездия по центрам принятия решений» в случае продолжения атак на территории, где не проводится СВО.

«В реальности предупреждения и угрозы никак не действуют на противника, оставаясь нереализованными, и, наоборот, уверяют его в полной безнаказанности. В Киеве не скрывают, что намерены расширить географию ударов после получениях новых партий ракет и поставок долгожданной авиации», — оценивает ситуацию военкор.

Его коллега Роман Сапоньков убежден, что России пора нанести «удар по приграничной военной инфраструктуре стран НАТО с постановкой вопроса, что дальше удары будут перенесены вглубь».

«Вражеская сторона наносит, вообще без проблем, удары по центрам принятия решений. Думаю, ни у кого не возникает сомнений, что при технической возможности они нанесут удар по Кремлю тяжелым вооружением (тем более что беспилотник уже прилетал). <…> Вы скажете, я с ума сошел — предлагаю войну с НАТО. Во-первых, далеко не факт, что начнется, во-вторых — ракеты НАТО убивают наших высших офицеров в городе-герое Севастополе. Вы реально думаете, что война с НАТО еще не идет?» — рассуждает военкор.

Журналист Георгий Федоров в своем канале «Федоров здорового человека» тоже приводит июньское заявление Шойгу о возможных атаках ВСУ ракетами HIMARS и Storm Shadow по российской территории. Министр обороны предупреждал, что «применение этих ракет вне зоны проведения специальной военной операции будет означать полноценное втягивание США и Великобритании в конфликт и повлечет незамедлительные удары по центрам принятия решений на территории Украины». «Посмотрим, что будет дальше», — резюмирует Федоров.

«Не исключаем, что уже ATACMS»

Военкор Сергей Колясников (ZERGULIO) пишет, что «всего по Крыму ударили 7-8 ракет Storm Shadow (Великобритания) и SCALP (Франция). Корректировку и контроль обеспечивал самолет Boeing Р-8А “Посейдон” ВМС США с территории Румынии». «Это для понимания, с кем мы воюем на Украине», — поясняет он.

О ракетах, использованных для атаки по штабу, рассказывает и публикующий предупреждения о «прилетах» телеграм-канал «lpr 1». По его данным, удар был нанесен ракетами Storm «либо аналогами, примерно 10 из которых были запущены с земли с аэродрома Кульбакино Николаевская область, куда за полтора часа до этого совершил посадку Ан-26, доставив ракеты».

«Факт посадки на аэродром был передан в заинтересованные службы мгновенно. Удара по нему нанесено не было. Пожинаем плоды согласования точек полугодичной давности», — анализируют случившееся авторы канала.

В следующем посте они подчеркивают, что часть ударивших по штабу ракет были запущены с земли. «Перед ударом очевидцы наблюдали разделяющуюся боеголовку. Не исключаем, что уже ATACMS».

ATACMS (Army TACtical Missile System, Армейский тактический ракетный комплекс) — твердотопливные тактические баллистические ракеты класса «земля — земля». Их производит американская компания Lockheed Martin. Ракеты запускают в том числе с установок HIMARS, которые США поставляют Украине. В Вашингтоне утверждают, что пока не приняли решение о поставках ATACMS Киеву, хотя украинский лидер Владимир Зеленский неоднократно выражал надежду на их предоставление.

Публицист Алексей Живов тоже считает, что «удар британскими ракетами по сердцу города-героя — это оскорбление и вызов не столько со стороны Украины, сколько со стороны НАТО». По его мнению, «постоянные атаки города и флота ставят под вопрос саму возможность обеспечения безопасности Севастополя», а Кремлю в этой ситуации необходимо «вновь начать работу над собой, которую они свернули после успехов под командованием [генерала Сергея] Суровикина».

«Придется все же переосмыслить торговые отношения с противником. Придется провести внутреннюю мобилизацию аппарата, сократить время военной и политической реакции на вызовы», — прогнозирует Живов.

Реакция на удар по штабу, с его точки зрения, должна последовать на высшем уровне. «Я ни на что не намекаю, но когда происходит такие резонансные атаки, обычно выступает глава государства», — пишет публицист. В другом посте он задается вопросом: «Удар западными ракетами по штабу Черноморского флота в городе федерального значения, это уже экзистенциальная угроза российской безопасности, или еще подождем?!»

Ту же тему поднимает и канал «Два майора»: «Предлагаем все же исполнить сказанные высшим офицером слова, дабы в будущем такие предупреждения не воспринимались как пустой звук». О «новой нормальности» в восприятии украинских атак пишет и канал «Образ будущего»: «Британской ракетой разрушен штаб Черноморского флота, а главное в повестке дня — вводить или не вводить масочный режим. К чему еще привыкать будем?»

Жители Севастополя действительно привыкли к «прилетам», отмечает «Военный осведомитель». Канал опубликовал видеорепортаж иностранного корреспондента Джонни Миллера с набережной и обращает внимание на то, как «буднично» люди реагируют на «грохот работы ПВО и свист летящих “Штормов” над бухтой» — «кто-то просто наблюдает, кто-то продолжает купаться».

«На кадрах звук противовоздушной обороны. Люди просто плавают там внизу. Люди с детьми просто наслаждаются прекрасной гаванью. А над нами в небе рвутся зенитные ракеты. Севастополь в настоящее время подвергается атаке», — цитирует слова Миллера в кадре канал «Два майора».

Военкор Александр Коц (Kotsnews) рассуждает о действиях украинской стороны в ходе сегодняшней атаки: «Противник ударил по штабу Черноморского флота. Почему? Тут может быть много тезисов. <…> Но главная причина одна — потому что может. У них нет ни тормозов, ни красных линий, ни моральных терзаний по поводу случайных жертв. Есть ракеты и есть цели, которые разведываются в том числе в результате комбинированных ударов. В ходе этих налетов разведка НАТО фиксирует алгоритм реакции российской стороны, точки наших систем ПВО и береговой обороны, выявляя цели для будущих ударов. Мы делали так же, противник учится и на нашем опыте».

О фото и видео с места «прилета»

Некоторые военкоры возмущаются тем, что фото и видео с места «прилетов» по-прежнему оперативно расходятся по соцсетям и СМИ, несмотря на неоднократные предупреждения об их использовании противником.

Военкор Сергей Колясников (ZERGULIO) обвинил тех, кто делает и публикует такие съемки, в том, что они «в режиме онлайн корректируют удары».

«Видео и фото удара по штабу Черноморского флота РФ в Севастополе разошлось везде и со всех ракурсов. Нет слов. 1,5 года [военной операции]. Ну не терпится вам, ну подождите хотя бы федеральные СМИ. Зачем в режиме онлайн корректировать удары-то, сигнал воздушной тревоги еще не смолк даже», — обращается он к авторам кадров и тем, кто их распространял.

Авторы канала «МИГ России» прямым текстом угрожают тем, кто публикует такие снимки и видео, «визитом правоохранительных органов». «Кто снимает и выкладывает фото и видео удара по Севастополю или работу ПВО — готовьтесь к визиту правоохранительных органов, вас предупреждали. Кто думает выкладывать или нет — лучше даже не думайте», — советует канал.

Публицист Алексей Живов утверждает, что «в момент удара по штабу Черноморского флота вокруг оказалось подозрительно много людей с характерным украинским выговором, снимавших происходящее на телефоны».

Автор телеграм-канала Colonnelcassad Борис Рожин называет случившееся «трагикомедией в трех актах»:

«1. Власти призывают не публиковать последствия ударов и угрожают правовыми последствиями.

2. Mash публикует последствия ударов.

3. Власти Севастополя, РКН, Прокуратура, СК РФ и прочие — Ну да, ну да — пошли мы…»

В происходящем Рожин видит «импотенцию властей и силовых структур в Севастополе», которые, по его мнению, не способны создать «информационный купол» и тем самым «позволяют противнику обеспечивать съемки результатов прилетов с первых минут под любыми ракурсами, в дополнение к очевидным съемкам со спутников». «Работа по увещеванию и угрозам в отношению съемок — твердый кол», — подводит итог Colonnelcassad.