Ученые выделили шесть основных моделей употребления алкоголя среди граждан европейских стран на основе предпочтений пива, вина, крепких напитков и частоты выпивания. Так, в одну модель вошли украинцы с болгарами, поляки с румынами, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Addiction. Как рассказала RTVI автор работы, у белорусов с россиянами выявлена своя особая манера выпивать, отличная от других.

Ученые, исследующие характер употребления алкоголя в различных странах, давно пытаются оценивать не только количество выпиваемого алкоголя на душу населения в год, но и выделять характерные для целых регионов модели потребления.

В 2000 году исследователи Р. Рум и К. Макела выделили две основных модели потребления — «влажную» и «сухую».

«Влажные» страны характеризуются высокой интеграцией алкоголя в повседневную жизнь общества. В таких странах мало людей, которые не употребляют алкоголь, и много проблем, связанных с этой зависимостью.

«Сухие» страны, напротив, отличаются более строгим контролем за продажей алкоголя и более частыми случаями чрезмерного потребления алкоголя среди населения. Однако в таких странах люди чаще отказываются от употребления алкоголя.

Ученые под руководством Даниэлы Коррейа из европейского отделения Всемирной организации здравоохранения решили нарисовать более детализированную картину употребления алкоголя в странах Европы и выделить ее региональные изменения на масштабе 20 лет.

В своем исследовании ученые использовали данные, предоставленные Глобальной мониторинговой системы по алкоголю и здоровью Всемирной организации здравоохранения по странам Европейского союза, Исландии, Норвегии и Украине (Россия и Беларусь в исследование не попали).

Анализ этих данных позволил кластеризовать страны по схожим моделям употребления алкоголя и проследить картину их изменений по итогам 20 лет наблюдений — для 2000, 2010, 2015 и 2019 годов.

По итогам данных за 2019 год были выявлены шесть характерных моделей употребления алкоголя среди европейских стран.

— «Винные» страны, характеризующиеся наиболее высоким употреблением вина и наименьшим употреблением пива и крепких напитков и наименьшим общим количеством употребляемого алкоголя. К таким странам отнесли Францию, Грецию, Италию, Португалию и Швецию.

— Страны с высоким потреблением пива и низким — крепких напитков. К ним относятся Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Нидерланды, Норвегия и Испания.

— «Пивные» страны с чрезмерным пьянством — страны, характеризуемые высоким уровнем потребления пива и тяжелым эпизодическим пьянством (heavy episodic drinking, HED — процент людей, выпивающих минимум 60 граммов чистого алкоголя за раз минимум раз в месяц). К таким странам отнесли Хорватию, Чехию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию.

— Высокий уровень употребления крепких напитков. Страны характеризуются высоким уровнем потребления крепкого спиртного и пива, что приводит к высоким показателям общего употребления алкоголя, низкому уровню потребления вина и тяжелого эпизодического пьянства. К таким странам отнесли Эстонию, Латвию и Литву.

— Страны с высоким и частым употреблением крепких напитков одновременно с часто наблюдаемым полным отказом от алкоголя. К ним отнесли Украину, Болгарию и Кипр.

— Страны с высоким процентом людей, выпивающих в настоящее время людей (минимум 1 употребление алкоголя за последние 12 месяцев) и людей с тяжелым эпизодическим пьянством. К таким странам отнесли Финляндию, Исландию, Ирландию, Люксембург и Мальту.

Анализ данных показал, что выявленные алкогольные «кластеры» стран довольно устойчивые, существуют как минимум с 2000 года, и две трети стран остаются в одном и том же кластере на протяжении всего времени исследования.

Среди стран, как минимум единожды поменявших свою модель употребления алкоголя, — Греция, Исландия, Люксембург, Мальта, Норвегия, Польша, Словения, Испания, Швеция и Украина.Так, если до 2010 года украинцы делили одну и ту же модель употребления алкоголя с прибалтами, то с 2015 года они вошли в один кластер с Болгарией и Кипром.

Исследование также позволило выявить связь между определенными моделями употребления алкоголя и вредом здоровью, причиняемым алкоголем — годами жизни, скорректированными по нетрудоспособности, и смертностью от болезней, связанных с употреблением алкоголя.

Среди стран с высокими показателями употребления крепких напитков и тяжелого эпизодического пьянства (Эстония, Латвия, Литва, Украина, Болгария и Кипр) отмечаются наивысшие показатели превышенной смертности от алкоголя и вреда здоровья.

Как пояснила RTVI Даниэла Коррейа, Россия и Беларусь не были включены в исследование, поскольку оно проводилось в рамках проекта Evidence into Action Alcohol Project (EVID-ACTION), финансируемого Еврокомиссией. Цель проекта — поддержка внедрения эффективных стратегий в области регулирования алкоголя в странах Евросоюза, Исландии, Норвегии и Украине.

По словам исследовательницы, картина употребления алкоголя жителями России и Беларуси отличается от выявленных в Европе моделей. «Сейчас мы работаем над еще одним исследованием, которое включает все страны-члены ВОЗ европейского региона. И хотя оно пока не опубликовано, наши предварительные результаты говорят о том, что, восточный регион, включая Белоруссию и Россию, похоже, имеет свою особенную манеру выпивать», — добавила Коррейа, не раскрывая выявленных особенностей.

Соавтор исследования Юрген Рейм полагает, что «определенные паттерны потребления алкоголя в Европе укоренены в культуре и потому изменяются с трудом».

«Поскольку модели употребления алкоголя сильно связаны с тяжестью заболеваний и смертностью, мы должны найти способы изменить модели, которые характеризуют кластеры с наиболее высокими последствиями, связанными с алкоголем. Стратегии в отношении алкоголя для этих изменений доступны и должны рассматриваться всеми европейскими странами, поскольку общий уровень употребления алкоголя до сих пор высок в этом регионе», — заключил он.