Химическая промышленность Германии — третья по величине промышленная отрасль страны — находится в «драматическом положении», заявили ее представители канцлеру ФРГ Олафу Шольцу на состоявшейся 27 сентября встрече. Итоги профильного саммита подводит Bild.

«Вряд ли какая-либо другая отрасль так зависима от цен на энергоносители, как химическая промышленность», — отмечает издание, напоминая, что энергоносители дорожали с тех пор, как Россия начала военную операцию на Украине.

В 2023 году по сравнению с прошлым годом в немецком химпроме произошло снижение производства на 16,5%. В 2022 году спад был еще больше — на 20%. Об этом говорится в аналитической записке о состоянии химической промышленности, составленной представителями 14 федеральных земель, где работают профильные предприятия.

Авторы записки предупреждают о риске «массовой потери рабочих мест» в Германии из-за возможного переноса производств в «более дешевые места за рубежом». Это, по их мнению, нанесет болезненный удар по немецкой экономике из-за той роли, которую в ней играет химпром.

В отрасли работают более 8 тысяч компаний, штат которых превышает 1,1 млн сотрудников. Еще около 2,4 млн рабочих мест так или иначе зависят от состояния химпрома — как и 240 млрд евро добавленной стоимости.

«Сокращение производства и потери заказов лишают нашу отрасль уверенности. Никто из политиков не должен стоять в стороне и наблюдать за этим. Вся национальная экономика затронута структурным недостатком химической и других важных отраслей», — говорится в письме отраслевой ассоциации VCI (Ассоциация химической промышленности) канцлеру.

В преддверии встречи с Шольцем управляющий директор VCI Вольфганг Гроссе Энтруп заявил Bild: «Нам нужен пакет [решений], который эффективно снизит затраты на электроэнергию. Бюрократическому безумию необходимо положить конец».

По итогам встречи, которая проходила в Федеральной канцелярии ФРГ, немецкие СМИ пишут о разочаровании промышленников, которые рассчитывали заручиться обещанием Шольца снизить цены на электроэнергию за счет налоговых поступлений.

Однако в проекте итоговой декларации Федеральной канцелярии говорится только лишь о том, что правительство «осознает важность конкурентоспособных цен на энергию, в том числе для химической промышленности» и «обсуждает с парламентом возможности организовать электроснабжение таким образом, чтобы можно было стабилизировать цены на электроэнергию и повысить безопасность планирования».

Кроме того, в документе декларируется стремление федерального правительства Германии к «эффективному построению рынка электроэнергии на уровне Евросоюза» и «расширению водородной сети», а также намерение властей ФРГ «облегчить компаниям потребление электроэнергии, производимой собственными силами».

Гендиректор VCI Маркус Стейлеманн, который также возглавляет производящую пластмассы компанию Covestro, заявил, что федеральное правительство «должно прийти к соглашению по пакету краткосрочных мер в сфере энергетики, чтобы очень быстро снизить цены на электроэнергию».

Глава профсоюза IGBCE (IG Bergbau, Chemie, Energie) Михаэль Василиадис раскритиковал изложенные Шольцем политические гарантии снижения затрат на электроэнергию как «слишком расплывчатые». По его словам, правительство Германии должно оперативно принять меры, которые позволят ей «быстро вернуться в один ряд с другими промышленно развитыми странами». «В противном случае химпрому грозит кровопотеря, которую мы не можем себе позволить с экономической точки зрения — ни в социальном плане, ни в плане климатической политики», — подытожил президент IGBCE.