Член комитета Госдумы по культуре Сергей Соловьев, комментируя свои слова о сокращении развлекательных программ на ТВ в пользу патриотических, пояснил, что говорил лишь об изменении формата шоу. Что об этом думают коллеги депутата и как он сам объясняет свою позицию — в материале RTVI.
С чего все началось
20 июля телеведущий и актер Леонид Якубович в интервью RTVI назвал ошибкой снятие с эфира телешоу «Вечерний Ургант». Он сказал, что даже во время Великой Отечественной войны выходили хорошие фильмы, и не всегда они были серьезными. Также он выразил сожаление, что сейчас в России нет агитбригад.
«Мне кажется, что отсутствие развлекательных программ это слишком серьезный крен в сторону негатива. Ведь канал «Культура», «Матч ТВ», да и все остальные каналы вполне нормально к этому относятся и выдают в эфир развлекательные программы. Но я не знаю, с чем это связано. Может быть, какие-то высшие соображения диктуют именно такую политику канала», — отметил Якубович.
Комментируя заявление Якубовича, член комитета Госдумы по культуре Сергей Соловьев на следующий день заявил порталу «Абзац», что следует приостановить работу ток-шоу «Поле чудес» и сократить число развлекательных передач в пользу патриотических. По его словам, нельзя «хохотать вечерами, когда наши военнослужащие защищают русский мир». Депутат отметил, что нужно освещать подвиги российских бойцов и рассказывать о России с позитивом и добротой.
«Подать это под другим углом»
22 июля RTVI связался с Соловьевым, и депутат пояснил, что странно слышать от Якубовича слова по поводу нехватки развлекательных передач, когда идет специальная военная операция, ведь «люди страдают, гибнут дети». По его словам, сейчас в стране и мире сложная ситуация и все россияне это понимают. Соловьев напомнил, что Россия оказалась под санкционным давлением, которого никогда не было.
«Я понимаю тех деятелей культуры, которые создают развлекательные программы. Но ведь мы же понимаем, что специальная военная операция имеет какую-то среднесрочную перспективу. Поэтому, возможно, стоило бы их программы как-то переориентировать. Не все развлекательные программы достаточно интересны и уместны сейчас», — сказал парламентарий.
«Кто от кого сбежал, у кого какая семья, сколько денег и какие ценности — это все было уместно раньше. Но я не профессионал этого дела и, думаю, за изменение формата должны отвечать продюсеры, креативщики и так далее. Возможно, стоило бы подать это под другим углом, военно-патриотическим или демонстрирующим богатство культуры России», — добавил Соловьев.
По его мнению, сейчас создатели развлекательного контента должны убрать материальные интересы из приоритетов или хотя бы не зарабатывать на тех темах, которые были уместны до начала боевых действий. Депутат подчеркнул, что делать вид, что никакой трагедии нет, не совсем правильно.
«У нас много героев, надо рассказывать о них. Мы должны создавать фундамент сплочения, единения людей, быть лидерами общественного мнения, формировать его каким-то образом. Поэтому и нужно немного поменять форматы [развлекательных программ]. Но нельзя во время специальной военной операции вот этими шаблонами гнать там про то, кто чем красит губы. Делать вид, что ничего не происходит, мне кажется, не очень патриотично», — сказал Соловьев.
Он пояснил, что не нужно все «поставить на паузу, запретить и не веселиться», а следует просто подобрать шоу новую форму, более оптимальную для текущей ситуации.
«Я не специалист, этими вопросами должны профессионалы заниматься, но нельзя сейчас сидеть и крутить все эти старые темы. Нужно учитывать текущую ситуацию. При этом не нужно впадать в крайности и ставить все на военные рельсы. Но не нужно и ждать, пока все закончится, а лучше активно работать во благо России», — уверен он.
По мнению Соловьева, никаких отдельных законов для этого вводить не нужно, «это должно идти от сердца». Он добавил, что было бы странно, если бы законодатели ввели какие-то нормативы или требования. Но в любом случае редакции телеканалов сами должны для себя как-то скорректировать свой подход, считает депутат.
«В годы Великой Отечественной войны у нас были агитбригады. Конечно, сейчас такой формат не актуален, но, думаю, творческие люди должны включиться и посмотреть, как свой позитив перенести на патриотическую почву. Я просто призываю их подумать о том, чтобы в этих передачах тоже было уделено внимание [ситуации на Украине]. Было бы очень интересно, если бы кто-то придумал для поддержания настроения наших вооруженных сил такие развлекательные программы, потому что политических передач достаточно много. Показать наш гуманизм, русский мир, сострадание. То есть показать хорошие, добрые стороны», — сказал он.
Комментируя слова о приостановке работы «Поля чудес», Соловьев отметил, что выражал личное мнение, потому что запретить деятельность ток-шоу не в его полномочиях.
«Просто я бы предложил пореже ее показывать. Если рейтинги высокие, то замечательно, тогда оставляем. Я думаю, что ее показывали довольно долго, и если бы он [Якубович] вдруг сказал, что на время спецоперации приостанавливает свою передачу, полагаю, многие бы поняли. Это был бы серьезный поступок с его стороны», — пояснил он.
Что говорят коллеги
Позицию Соловьева прокомментировала первый замглавы комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. Она отметила, что в целом не разделяет мнение Соловьева, потому что спецоперация, на ее взгляд, и проводится для того, чтобы «обеспечить нашим гражданам достойное и вполне комфортное существование».
«У нас патриотических программ, на мой взгляд, очень много. И фильмы идут, и передачи, и ток-шоу. Поэтому я не уверена, что нужно их число увеличивать и устраивать дополнительный перекос в сторону патриотических программ. Тогда молодежь совсем перестанет телевизор смотреть. Сокращать число развлекательных программ не надо, их и так не очень много. Они должны быть обязательно», — сказала она.
«Не думаю, что нужно и замораживать работу «Поля чудес». Программа популярная, народ ее с удовольствием смотрит. По поводу снятия с эфира «Вечернего Урганта» — это было правильно. Потому что Ургант не показал себя патриотом или человеком, который на нашей стороне. Я бы не возобновляла его передачу на месте руководства канала», — отметила Драпеко.
Замглавы комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов (ЛДПР), в свою очередь, отметил, что его партия не раз предлагала сократить количество программ, где обсуждают «людей, ведущих асоциальный образ жизни, пьющих или употребляющих наркотики, а также какие-то семейные дрязги». Депутат добавил, что эти шоу на федеральных каналах идут в прайм-тайм.
«Такого рода программы, где обсуждают грязное белье звезд или, наоборот, простых людей, можно максимально сократить или совсем убрать из эфира. Если это не приводит к деградации населения, то уж точно не способствует его интеллектуальному оздоровлению», — уверен Свинцов.
«Что касается патриотического контента в виде программ, фильмов и так далее, то, безусловно, государство должно этим заниматься, но в умеренном формате. Потому что нельзя превратить федеральные каналы в аналогию телевидения советских времен, когда, кроме пропаганды, ничего не было. Телевидение должно не только развлекать, но и воспитывать. Баланс должен быть», — сказал депутат.
Парламентарий отметил, что ток-шоу, фильмы и любые программы на телевидении должны быть разнообразными, и с этим никто не спорит. Однако, продолжил он, все уже «насмотрелись на то, у кого какая ДНК, какие виллы, фотографии в соцсетях». По его мнению, такого рода контент «просто омерзителен», и он выразил надежду, что у руководства федеральных каналов хватит сил и духа, чтобы эти программы «покинули эфир навсегда».
«Приостановку «Поля чудес» я не поддерживаю, это абсолютно нормальная программа, которая дает возможность людям из глубинки приехать в Москву, обменяться подарками и так далее. Таких программ, наоборот, должно быть больше. Потом эти люди у себя на родине становятся популярными и так далее. Ничего плохого в этом я не вижу», — добавил депутат.