В норвежской столице Осло состоялась церемония вручения Нобелевской премии мира. В 2021 году ее обладателями стали филиппинская журналистка Мария Ресса и главный редактор российской «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Трансляция церемонии проходила на сайте премии.
В своей речи Муратов высказался о недопустимости пыток, ответственности пропагандистов, войне и преследованиях журналистов.
Мир, прогресс, права человека
В самом начале своей речи Муратов процитировал другого лауреата Нобелевской премии мира академика Андрея Сахарова.
«Я убежден, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой прогресса. Я защищаю тезис об определяющем значении гражданской и политической свобод в формировании судеб человечества! Я убежден, что международное доверие, <…> разоружение и безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, убеждений, гласности <…>. Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны», — сказал он.
Журналист подчеркнул, что сейчас эти слова особенно важны, так как «мир потянулся к диктатуре».
Власть активно продает идею войны
«У нас в стране (и не только у нас) популярна мысль: те политики, которые избегают крови — слабые люди. А вот угрожать миру войной — долг настоящих патриотов. Власть активно продает идею войны», — подчеркнул Муратов.
По его словам, ответственность за такого рода риторику и то, что из-за нее мирные граждане привыкают к мысли о допустимости войны, несут правительства и близкие к ним пропагандисты.
Нынешние идеологи продвигают идею смерти за Родину, а не жизни за Родину. Не дадим этому их телевизору снова себя обмануть
Народ для государства или государство для народа?
«Народ для государства или государство для народа? Это главный конфликт сегодня», — подчеркнул Муратов.
По его совам, в XX веке Иосиф Сталин решал этот конфликт массовыми репрессиями, и практика пыток в своевременной России сохранилась до сих пор.
«Практика пыток в тюрьмах и во время следствия сохранилась и в современной России. Жестокое обращение, изнасилования, ужасные условия содержания, запрет на свидания, на звонок матери в день ее рождения, бесконечное продление сроков содержания под стражей. До суда за решетку отправляют людей с тяжелыми заболеваниями, у них в заложниках больные дети, от них требуют признания вины без предъявления доказательств», — сказал журналист.
При этом Муратов подчеркнул, что довольно часто жертвами таких жестоких мер становятся политические заключенные. В качестве примера он привел дело оппозиционера Алексея Навального, который сейчас «по ложному доносу» находится в тюрьме.
«Я выступаю с инициативой создания Международного трибунала против пыток, задача которого собирать данные о применении пыток в разных частях света и государствах. Установить палачей и их хозяев, причастных к подобным преступлениям», — сказал он.
Минута молчания в память о погибших коллегах
Мы эту премию передаем на помощь больным людям и поддержку независимой журналистики. Но журналистика в России сейчас переживает темные времена. За несколько последних месяцев уже более ста журналистов, медиа, правозащитников и НКО получили статус «иностранных агентов». В России это — «враги народа». Многие наши коллеги остались без работы. Кто-то вынужден уехать из страны. У человека отбирают привычную жизнь на неизвестное время. Может, и навсегда…
«Эта премия моим погибшим коллегам из „Новой газеты” — Игорю Домникову, Юрию Щекочихину, Анне Политковской, Анастасии Бабуровой и Стасу Маркелову, Наташе Эстемировой. Эта премия и живым коллегам, сообществу, которое выполняет профессиональный долг», — заключил лауреат.
После выступления Муратова все присутствующие на церемонии почтили минутой молчания всех журналистов, погибших за то, что выполняли свой профессиональный долг.
Это первая церемония вручения премии за последние два года, которая прошла в очном формате. До этого вручения наград были отменены из-за пандемии коронавирусной инфекции.
После Горбачева и Сахарова
О том, что Муратов стал третьим россиянином, получившим Нобелевскую премию мира, стало известно 8 октября. Этой награды также были удостоены диссидент, правозащитник и один из создателей советской водородной бомбы Андрей Сахаров в 1975 году и первый президент СССР Михаил Горбачев в 1990 году.
С получением премии Муратова поздравил президент США Джо Байден. От Кремля выступил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который подчеркнул, что Муратов «талантлив», «смел» и «привержен своим идеалам».
Позднее на вопрос журналистов о том, получит ли Нобелевский лауреат статус иноагента, российский президент Владимир Путин заявил, что это может произойти только в том случае, если Муратов даст для этого повод.
«Если он будет прикрываться Нобелевской премией как щитом для того, чтобы делать то, что нарушает российский закон, — значит, он пойдет на это сознательно, для того чтобы привлечь к себе внимание, либо по каким-то другим соображениям», — сказал глава государства.
Накануне, 9 декабря, перед вручением Нобелевской премии, в Осло главный редактор «Новой газеты» принял участие в пресс-конференции. В разговоре с журналистами он не исключил возможность признания издания иноагентом.
«Если мы станем иностранными агентами из-за Нобелевской премии — мы не расстроимся! На нас лежат другие риски, не думаю, что мы станем иноагентами после премии. У нас в стране все время улучшают прошлое, а медиа не дают этого делать», — сказал он.
Негативно на присуждение Муратову Нобелевской премии мира отреагировал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Глава нижней палаты парламента заявил о ее дискредитации и предложил ввести процедуру ее отзыва. По словам Володина, некоторые лауреаты премии были «причастны к ужасным преступлениям».
При этом, согласно данным опроса «Левада-центра»*, о том, что Дмитрий Муратов стал лауреатом Нобелевской премии мира, знают только четверть россиян. Больше всего об этом осведомлены граждане старше 55 лет – 37%, а меньше всего — молодые люди в возрасте от 18 до 39 лет (15-16%).
* внесен Минюстом РФ в список иноагентов