В этом году Владимир Путин, скорее всего, уже не выступит с традиционным посланием Федеральному cобранию. И это не первое «большое» мероприятие с участием президента, которое было отменено в 2022 году, — то же самое произошло и с ежегодной пресс-конференцией. Кроме того, скорее всего, не состоится и прямая линия с Путиным. СМИ связывают это с ситуацией на Украине. Что известно об отмене этих мероприятий и что говорят политологи — в материале RTVI.
Послание в условиях боевых действий
Еще в начале года, 17 февраля, за неделю до начала военной операции на Украине, Путин объявил о начале серии совещаний по подготовке его послания Федеральному собранию. «Это большая, комплексная и обстоятельная работа, в которой нужно учесть целый ряд важных вопросов. <…> Начать предлагаю с анализа общей макроэкономической картины и уточненного прогноза экономической динамики на ближайшую трехлетку», — говорил тогда президент России. С тех пор послание так и не было оглашено.
В начале июля пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил, что послание президента может быть перенесено на осень, так как Совет Федерации и Госдума уходят на каникулы. СМИ называли тогда разные даты оглашения послания. Например, РИА Новости писало, что это может произойти 30 сентября. Источники издания «Верстка» предполагали, что в этот день Путин обратится к сенаторам и депутатам по итогам референдумов в Херсонской, Запорожской областях, а также в ДНР и ЛНР, после чего произойдет подписание договоров о присоединении украинских территорий к России. В итоге Путин вместе с главами республик Донбасса и присоединенных территорий действительно подписали 30 сентября договоры об образовании новых субъектов России, но послания Федеральном собранию в тот день не было.
10 ноября РБК со ссылкой на источники сообщил, что в Кремле начали подготовку к посланию Путина Федеральному собранию. РИА Новости, ссылаясь на источник в Госдуме, предполагало, что послание Путина состоится 27 декабря. Но Песков назвал эту информацию «неправильной».
В итоге 14 декабря источник ТАСС в парламенте заявил, что послание Путина в 2022 году уже может не состояться. «Послание должно проводиться раз в году, а отсчет начинается с предыдущего послания. Поэтому послание может состояться уже в следующем году. <…> Я считаю, что в этом году его уже не будет», — сказал источник. Песков в ответ предложил СМИ перестать гадать «на кофейной гуще».
Это не первое традиционное «большое» мероприятие с участием Путина, которое не пройдет в этом году. 12 декабря Кремль объявил, что большая пресс-конференция Путина в 2022 году не состоится. Начиная с 2012 года ежегодные пресс-конференции Путина проходили в декабре. По всей видимости, не состоится и традиционная прямая линия с президентом. В ноябре Песков утверждал, что в Кремле рассматривают различные форматы мероприятия — это может быть как отдельное мероприятие, так и совмещение с пресс-конференцией.
По данным источников телеграм-канала FaridaDaily, который ведут журналисты Фарида Рустамова и Максим Товкайло, чиновникам администрации президента и аппарата правительства еще с лета говорили, что нужно готовить предложения для послания. «Поступали [команды] — и вскоре отменялись, и так несколько раз. В последний раз это случилось в ноябре. И с тех пор тишина, а до конца года осталось всего 2,5 недели. Если Путин и решит выступить с посланием, то разве что ближе к весне следующего года, говорят наши собеседники», — пишут журналисты.
The Moscow Times (MT) пишет, что Путин лично принял решение отменить большую пресс-конференцию — после того, как спецслужбы не смогли гарантировать, что пресекут попытки новых диверсий Украины на российской территории. Как пишет издание, еще в середине осени в Кремле были уверены, что мероприятие состоится, и готовились к нему. Однако в начале декабря, утверждает MT, стало окончательно понятно, что ситуация для «больших форматов» — итоговой пресс-конференции и послания — складывается неблагоприятно. В пример издание приводит уход из Херсона, взрыв на Крымском мосту, мобилизация, удары по военным аэродромам в Саратовской и Рязанской области.
Военная разведка Минобороны Великобритании предполагала, что ежегодная пресс-конференция Путина отменена из-за опасения «несанкционированного обсуждения» военной операции. Примерно такую же причину называет и американский Институт изучения войны (ISW). Отмену послания Федеральному собранию ISW объясняет, в частности, тем, что Россия ушла из занятых областей на Украины, а также недовольством мобилизацией.
Кремль причину отмены «больших» мероприятий с Путиным не называл.
Вечером 15 декабря Путин выступил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Телеграм-канал Faridaily обратил внимание, что по формулировкам и темам речь президента, которая продлилась час, «звучала буквально так же, как и его послание» Федеральному собранию.
Песков заявил, что выступление Путина по «содержанию и объему поставленных задач и озвученных инициатив де-факто много общего с посланием». «За последние несколько месяцев были и другие содержательные выступления главы государства. Но все же это не послание», — подчеркнул представитель Кремля.
«Сигнал наличия проблем»
Послание Федеральному собранию или пресс-конференция президента — это «сугубо ритуальные и узко элитные вещи», которые «90% населения никаким образом не касаются» и, кроме как внутренней бюрократии, никому не интересны», считает политолог Александр Кынев. А вот для так называемых элит, отмечает он, сам факт отмены или перенос подобных мероприятий — «это выход за рамки установившихся канонов и тех ритуалов, которые не менялись очень длительное время».
«Населению все равно, население никак на это не отреагирует. А с точки зрения ситуации в элитах — это сигнал, скорее, наличия неких проблем, чем чего-то обратного, то есть это выход за рамки привычного. Выход за рамки привычного всегда вызывают у элит некоторое ощущение того, что, видимо, есть некие проблемы и, возможно, дела идут не так, как нужно. И, возможно, ситуация с ними будет [лучше], допустим, в январе, когда [будет] более понятно. Это то, как это воспримет бюрократический класс», — полагает Кынев.
По мнению политолога Евгения Минченко, ежегодная пресс-конференция президента, безусловно, ориентирована и на внутрироссийкую аудиторию. Однако наряду с посланием она «не является самоценным продуктом», а служит инструментом, который используются, «когда надо донести сильный сигнал».
«Они проводятся в тот момент, когда важно донести какой-то очень точный и понятный сигнал. На мой взгляд, это мое предположение, у меня нет никакого инсайда, все связано с тем, что на данный момент в главной точке, в зоне вооруженного конфликта на Украине, не произошел перелом: там есть какая-то пауза, обе стороны сосредотачиваются. И я думаю, что, видимо, логично будет какой-то месседж от президента после того, как эта уже запущенная машина дойдет до какого-то логического конца», — пояснил он.
Как добавил Минченко, говорить надо «именно тогда, когда важно оказать воздействие», а на данный момент такой необходимости нет.»Приняты определенные решения. И теперь они должны быть претворены в жизнь. Вот когда пройдет очередной этот цикл, тогда и будет задача дать сильный сигнал», — уверен политолог.
«Не созрело»
Политолог Илья Гращенков также считает, что одна из причин переноса послания Федеральному собранию — желание Путина выступить с «понятным четким месседжем», который бы его лично удовлетворил, но который сейчас не может быть сформулирован или озвучен. Выступать в не комфортном для себя формате президент не намерен, говорит он. Вторая причина может быть связана с тем, что даже во власти «есть некая политическая сумятица» относительно «самой формы послания» — в частности, является ли оно обязательным к исполнению или это все таки удобный инструмент.
«И третий момент связан с тем, что формат самого послания должен включать в себя какой-то перечень достигнутых целей, установок, сигналов. То есть очевидно, что и медийно, и содержательно там многое сейчас под вопросом. Поэтому мы видим, что даже Кремль официально озвучивает, что не должно быть вписано в календарный год, а отсчитывается от послания к посланию. Поэтому мы все-таки видим, что есть некая попытка использовать такую статистику для того, чтобы аргументировать перенос. То есть считается, что оно готовится, но пока еще не созрело, или не созрела ситуация, при которой его можно озвучить. Подводя итог, можно сказать, что отсутствие послания — тоже послание», — рассуждает Гращенков.
В свою очередь, формат пресс-конференции, которая хоть и проводилась ежегодно на протяжении последних 10 лет, по мнению политолога, не является обязательным. Кроме того, глядя на все последние случаи общения президента со СМИ, складывается ощущение «отсутствия у него как-то целостной картины», которая была раньше, когда Путин «играл с прессой», обратил внимание эксперт. В качестве примера он привел недавний ответ Путина на вопрос журналиста газеты «Коммерсант» Андрея Колесникова о приговоре Илье Яшину*. По словам Гращенкова, в обществе накопилось много «острых вопросов», ответов на которые может либо не быть, либо их не хочется давать.
«То есть есть часть вопросов явно удобных, есть часть вопросов неудобных, но практически везде у Путина есть понятные для него ответы. И сейчас очевидно, что много острых вопросов, на которые ответов просто нет или они такие, что отвечать на них не хочется. Пример — общение Путина с СПЧ, где тоже не было острых вопросов, хотя очевидно, что даже у тех людей, которые в СПЧ сохранились, они были. Поэтому общение с прессой — это немножко другой формат: не то, что нечего сказать или не созрело, а просто много слишком того, о чем не хочется говорить. А то, о чем хочется говорить либо не интересно, либо слишком уж формирует однобокую картинку», — предположил Гращенков.