Что говорят о прошлом Андрея Ковальчука и как он организовал перевозку наркотиков через океан — фрагмент выпуска программы «Новые Итоги» на RTVI.
Арест Андрея Ковальчука многое меняет в истории «кокаинового дела». По версии полиции, он — главный организатор кокаиновой аферы. Ему удалось скрыться в Германии, когда арестовали остальных фигурантов дела. По одной из версий, Ковальчук мог скрываться в российском посольстве в Берлине. Но в посольстве говорят, что не имеют к этому человеку никакого отношения. «В структурах Министерства иностранных дел России Андрей Ковальчук никогда не работал. Ни в центральном аппарате, ни в департаменте безопасности никаких связей Ковальчука с посольством нет» — заявил Денис Микерин, первый секретарь Службы прессы и внешних коммуникаций посольства России в Германии.
Уже когда Ковальчук был официально в розыске, он заходил в Берлине к своему знакомому Константину Лоскутникову, главе компании Golden Mile. Ему Ковальчук сказал, что дежурит в посольстве, но собирается отойти от дел. «Он вроде бы говорил, что выходит на пенсию и уезжает работать в Аргентину» — сказал Лоскутников. Он очень удивился, когда узнал, что Ковальчука называют сотрудником его фирмы — для Лоскутникова он всегда был «знакомым из посольства». Ковальчук всем представлялся «куратором посольств в Европе и Латинской Америки». Какую линию он якобы курировал в посольстве, Ковальчук никому не говорил. О его прошлом ходили слухи: бывший военный, окончил летное училище, потом Высшую школу КГБ, потом учился на психолога, потом работал психологом, а затем подался в МИД. В бизнесе не блистал.
Неудачливый бизнесмен, который любил прихватить сигары или коньяк «как образцы», вдруг, по версии следствия, купил партию кокаина на десятки миллионов долларов. Адвокат Ковальчука Владимир Жеребенков рассказал, как наркотики нашли в посольстве: «Завхоз нашел, послу передал, тот вызвал ФСБ, потом аргентинскую полицию». Откуда сам Ковальчук и его адвокат узнали подробности, как в посольстве нашли кокаин — неизвестно.
Примечательно, что посол сначала вызвал ФСБ из Москвы. Неизвестно также, мог ли он не сообщать об этом аргентинской полиции и ограничиться внутренним расследованием российских спецслужб. Много все еще неизвестно и о других фигурантах «кокаинового дела», которых арестовала аргентинская полиция. Александр Чикало, который доставил чемоданы с наркотиками в аэропорт — уроженец Владивостока, окончил там колледж при Морской академии, в Аргентине работал судомехаником. Иногда он выезжал в Россию, где посещал Грозный и штаб-квартиру Российского футбольного союза. Друзья в шутку называли его «Чикатило», хотя злобным нравом он не отличался: не пил, не курил и в драку никогда не лез. Иван Близнюк — легенда местной полиции, тоже выходец из России. Сначала он работал в Морской префектуре, потом налаживал связи местных правоохранителей с Россией. Близнюк и Чикало руководили фондом православных меценатов в Латинской Америке и по совпадению организацию с похожим названием — «Клуб православных меценатов» — возглавляет в Германии Константин Лоскутников. Но он утверждает, что клуб не связан с фондом.
Вскоре после того, как в школе Буэнос-Айреса нашли наркотики, там сменился директор — Алексей Ларин уехал на родину и вернулся на должность сельского учителя в Брянской области. В разговоре с RTVI он отказался говорить под запись, но упомянул, что чемоданы хранились в подсобке в отдельном здании, куда он никогда не заглядывал, о наркотиках он не слышал, с завхозом общался, но не очень близко. Да и сами чемоданы принесли на летних каникулах, когда школа стояла пустая. Завхоза посольства — Али Абянова — задержали в Москве, где он должен был встретить груз, но не встретил.
Фигуранты начнут давать показания в трех разных странах. Возможно, мы увидим три разные картины преступления. Неизвестно, какие новые имена и страны всплывут в этом расследовании. Также, как неизвестно — станет ли понятна реальная роль Ковальчука в этом деле.
Сергей Морозов, Константин Гольденцвайг — RTVI
Полный выпуск можно посмотреть здесь.