Коты для Зеленоградска — уже несколько лет неофициальный символ. К этим животным тут и отношение особое: в их честь разрисовали городские здания, построили домики и даже ввели должность «котошефа», который следит за пушистыми подопечными. На благоустройство сквера для кошек только в прошлом году ушло более 6 млн рублей из местного бюджета. Все это привело к росту доходов от туризма: только за 2018 год — в первый год открытия «Котофейни» — оборот гостиничной инфраструктуры Зеленоградска увеличился на 197 млн рублей. Но в итоге не все оказалось так радужно: со всего региона в «кошачью столицу» стали подбрасывать котят, зачастую больных, что привело к тому, что и здоровые обитатели стали заражаться чумкой. О проблемах, которые окружают сквер «для котиков», о том, почему местные жители обходят его стороной, и как власти пытаются исправить ситуацию — в репортаже корреспондента RTVI Татьяны Пановой.

«Выносим трупы котят каждую неделю»

Если пройтись по центральной туристической улице Зеленоградска Курортному проспекту, то можно насчитать с десяток кошек. Остальные прячутся либо на коленях у туристов, либо в сквере «Котофейня» — местной достопримечательности, которая, по данным сайта Tripadvisor, входит в топ-30 самых востребованных туристических мест города. «Нравится близость города к морю и котики», — поделился с RTVI турист из Санкт-Петербурга. Однако местные жители говорят, что и у распиаренной «котостолицы» есть свой скелет в шкафу.

«К нам едут на отдых толпы туристов. Понятно, что на этих людях нужно зарабатывать деньги. Но наша проблема в том, что мы зарабатываем на котах. При этом не вкладываем в них ничего и о них не заботимся. Построили камуфляжные домики и на этом все —умыли руки. Домики заливаются всеми дождями, подстилки там сырые. Коты ютятся на пятачках, которые прогреваются с помощью теплых полов», —рассказала RTVI жительница Зеленоградска Татьяна Калинка.

О том, что на Курортном гибнут коты, областные СМИ писали еще в сентябре 2021 года. Тогда в сети распространилось видео, которое было снято за зданием одного из подразделений администрации, где находятся домики для кошек — зеленоградская «Котофейня». Две женщины, показывая «очередной труп котенка» на камеру, говорили, что «администрация распиарила город и не принимает никаких мер по лечению животных уже три года». «Занимаются только рекламой и зарабатыванием денег на смертях», — говорит одна из них на видео.

«Им не оказывается ветеринарная помощь. Единственное, что делается —стерилизация кошек. Нет никакой организации, которая занимается уборкой домов. Понятно, что там грязь и антисанитария. Люди ходят постоянно, дети вытаскивают из домов котят и ведут себя с ними как с живыми игрушками. При этом на кошачьих домиках свирепствуют чумка и лишай. Котята мрут там просто пачками. У нас каждую неделю оттуда трупы выносят. Я бы там все разнесла и хлоркой засыпала, чтобы котов на пушечный выстрел не подпускать» — говорит Татьяна Калинка.

Панлейкопения или, как ее называют в народе, кошачья чумка — вирусное заболевание у кошек, характеризующееся поражением желудочно-кишечного тракта, лихорадкой, респираторным синдромом и общей интоксикацией организма. Летальность у взрослой кошки составляет 25-75%, у котят — около 90%. Чаще ей болеют молодые животные. Инкубационный период длится от 2 до 14 дней, а сам вирус развивается внезапно. Источником инфекции являются больные животные. Вирус выделяется из организма с фекальными и рвотными массами. Возможна передача вируса через кровососущих насекомых и трансплацентарное заражение котят (от матери к плоду во время беременности).

«Котошеф»

Свою «кототрадицию» Зеленоградск начал после открытия музея «Мурариум», который собрал под своей крышей более 4,5 тысяч экспонатов, объединенных общей темой — новым негласным символом города. Его генеральным директором стал Сергей Шаранов, который также является директором зеленоградского ГРЦ «Парадокс» (в него входят музей «Черепов и Скелетов», музеи «Домик Ангелов», «ФилоСовия» и дизайнерский бутик-отель). В 2014 году музей за счет собственных средств установил памятник городским котам. Теперь он является самой узнаваемой достопримечательностью города.

Опираясь на успех «Мурариума», городские власти и «Ассоциация рестораторов и отельеров ЗГО» (одним из ее учредителей является администрация округа, а директором — Сергей Куренков — владелец мини-сети из четырех гостиниц) решили активно заняться продвижением «кошачьей темы». В феврале 2018 года администрация Зеленоградского округа опубликовала на странице в социальных сетях конкурс на «вакансию мечты» — городу срочно понадобился котошеф.

Кадр с сайта zelenogradsk.com / «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области»

В его обязанности должно было войти двухразовое кормление котов в сквере «Котофейня», а также поддержание кормушек для них в идеальном состоянии. «Разумеется, гарантированный оклад и причитающийся к нему соцпакет», — писала тогда администрация на своем официальном сайте. 3 марта 2018 года — в день рождения зеленоградского кота — «Котофейня» была открыта, а должность котошефа заняла жительница Зеленоградска Светлана Логунова.

«Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области»

Правда, «гарантированный оклад», который пообещал город, оказался не таким большим. Как рассказывала Светлана в интервью «РИА Новости» после открытия «Котофейни», ее заработок составил всего лишь 5700 рублей. «Мне сказали, чтобы лишний раз я народ не смешила, потому что больше дать не могут. Но я не считаю зазорным говорить. Все же все понимают», — говорила тогда Логунова.

Город зарабатывает на котах

За год котошеф получила всемирную известность. Администрация Зеленоградска подсчитала, что было опубликовано почти 760 материалов более чем в 400 российских и зарубежных СМИ. В результате 21 февраля 2019 года проект администрации «Котошеф или КОТегорический императив Зеленоградска» вошел в финальную тройку лидеров в номинации «Лучший проект развития и продвижения территорий» премии «Серебряный Лучник». Главным партнером номинации стал концерн «Росэнергоатом», входящий в Госкорпорацию «Росатом».

После награждения, состоявшегося в здании столичной гостиницы «Метрополь», глава города Сергей Кошевой заявил ИА «Государственные вести», что изначально проект «Котошеф» не был предназначен для конкурсов. Однако буквально за год он сильно повысил туристическую привлекательность города, увеличив оборот местной гостиничной инфраструктуры на 197 млн рублей, как отмечалось на ПМЭФ-2019. Загруженность гостиниц, в свою очередь, тоже выросла на четверть. При том, что сам проект вместе с зарплатой котошефа, затратами на корм и благоустройством сквера, обошелся в 221 тысячу рублей.

Помимо «Серебряного лучника», проект администрации одержал победу еще в нескольких конкурсах. Среди них — международный конкурс IPRA Golden World Awards в сфере PR (номинация «Страна, регион и город»), международный конкурс видеороликов «Золотые курорты» и всероссийский конкурс «Серебряный Меркурий».

«Котосветофоры» и «котолюки»

Одновременно с появлением должности «котошефа» благоустраивать начали и саму «Котофейню». Осенью 2018 года там поставили за счет «одного из зеленоградских инвесторов» первый домик для кошек, писала муниципальная газета «Волна». Еще одно «котожилище» появилось через год — в январе 2019 года. Его изготовили хозяева одного из кафе в центре. Кроме того, на Курортном были установлены вендинговые аппараты с кормом, стали появляться граффити с кошками, «котосветофоры» и «котолюки». Так, например, по одному из контрактов на «оказание услуг по художественной росписи» ушло около 460 тысяч рублей.

По данным rusprofile, 9 декабря 2020 года, после того как кошачий проспект «разросся», Сергей Шаранов — директор ГРЦ «Парадокс» — зарегистрировал региональную общественную организацию «Взаимодействие человека и кошки „Зеленоградский кото шеф“» (по состоянию на ноябрь 2023 года, организация находится в стадии ликвидации) и подал на грант проект «Зеленоградский котопроспект». Уже в июле 2021 года он стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив и выиграл 488 тысяч рублей. Сумма проекта, при этом, составила около 690 тысяч рублей в рамках софинансирования.

Кадр с сайта «Президентский фонд культурных инициатив»



Через полтора года — 18 марта 2022 года —«Котофейня» закрылась на ремонт. По данным муниципальной газеты «Волна», 460 тысяч из грантовых денег ушли на строительство новых стилизованных под немецкую застройку домиков для кошек. Еще 20 тысяч — на пошив новой формы для котошефа. Также администрация города разместила на сайте Госзакупок контракт на 5,2 млн рублей. Согласно ему, подрядчик должен был оборудовать бетонное основание «Котофейни» с подогреваемым полом и изготовить открытый вольер-ограждение из триплекса. Контракт был заключен с предпринимателем Данилой Романовым, зарегистрированным в Ленинградской области. В мае 2022 года договор с ним расторгли из-за «отсутствия стройматериалов». Но уже в июне администрация города разместила новый контракт — на миллион больше. Его исполнителем стала калининградская компания «АК-СТРОЙ».

«Как в марте кошки отгуляли — нам везут котят»

После того, как «Котостолица» получила широкую известность, в Зеленоградск стали свозить животных со всей области. Изначально, после открытия «Котофейни», подопечных у Светланы Логуновой было около 60. Однако каждую неделю к ним начало прибавляться еще по 20 подкидышей. Теперь их настолько много, что она уже «сбилась со счета».

«Из-за того, что мы сделали для своих котиков все это, нам присвоили звание города котов. Это не мы присвоили — это сделали люди для того, чтобы теперь нам свозить своих животных. Людей не переделаешь. Им надо скинуть проблемы — они и скидывают. Нам уже кидают больных. А потом эти больные котята заражают уже здоровых», — рассказала Логунова RTVI.

Администрация города через муниципальные СМИ тоже не раз предупреждала, что местная «Котофейня» — не «контактный зоопарк и приют». Сейчас проблема с кошками возникает «исключительно из-за недобросовестного отношения их владельцев, которые подкидывают котят, в том числе и с инфекционными заболеваниями», сообщили RTVI местные власти.

По словам Светланы Логуновой, «подкидыши» начали появляться уже на второй год после строительства «Котофейни» — то есть еще в 2019 году. «На первый год тишина была, а потом каждый год стали поднимать эту бучу из-за котят. Как в марте кошки отгуляли — так с мая и по октябрь нам везут котят. Это не в этом году все случилось. И что? Что-то у нас изменилось?», —добавила она.

«Лечить, стерилизовать и вакцинировать»

В сентябре 2019 года по личной просьбе главы Зеленоградска Сергея Кошевого зеленоградских котов «на благотворительной основе» осмотрел Андрей Шестаков — главврач местной клиники «Ветритм». Тогда он дал рекомендации по поводу лечения и препаратов для животных, но уточнил, что «вопрос с обитателями котофейни надо решать стратегически», а лечение двух-трех кошек — «лишь отсрочка проблемы».

Через несколько месяцев после визита ветеринара на сайте администрации появилось сообщение о новом конкурсе — в «Котофейню» потребовался «котоболит», который должен не реже раза в месяц осматривать животных, обрабатывать их от паразитов, контролировать условия кормления и содержания. В результате эта должность никем занята так и не была — животных продолжили свозить в Зеленоградск, а пользователи вновь стали публиковать видео с котятами, зараженными панлейкопенией (документы с анализами, подтверждающими наличие вируса в организме, есть у RTVI).

Справка из клиники «Ветритм»

Сейчас, рассказал Шестаков RTVI, цикл распространения инфекции можно остановить только в том случае, если будет создана зона изоляции для кошек. Это значит, что у них не должно быть возможности выходить на улицу, а у людей — контактировать с ними. «Тогда популяцию можно лечить, стерилизовать и вакцинировать. После этого — выпускать или пристраивать. Затем — запускать уже другую популяцию, которая оздоравливается таким же образом. Тогда есть возможность взять это под определенный систематический контроль. В отличие от ситуации, когда кого-то лечат и, при этом, продолжают подбрасывать зараженных котят», — уточнил Шестаков.

Другой собеседник RTVI — депутат Госдумы Владимир Бурматов — добавил, что из-за эпидемии в опасности могут оказаться и домашние кошки, а потому местная ветеринарная служба должна ввести особый режим и провести мероприятия по предупреждению распространения заболевания. Он отметил, что если администрация заинтересована в сохранении статуса «столицы кошек», то «котодомики» должны находиться у города на полном балансе.

«Если город целенаправленно так туристов приманивает, то он же и должен взять на себя ответственность по содержанию котов. Они своего рода достопримечательность, потому что от них поступают имиджевые плюсы», — сказал Бурматов. Кроме того, он добавил, что вопрос о «выброшенных животных» должны также «отрабатывать местные власти». «„Столица кошек“ — не для красного словца. Должны быть регламенты. Вообще-то у нас за выброшенных животных штраф до 30 тысяч рублей. Если это явление массовое — применяйте норму», — заключил собеседник Бурматов.

7 ноября региональное издание «Клопс» опубликовало информацию о том, что в домиках для зеленоградских котов укрепят крыши и сделают слив для воды. Также, по словам замглавы администрации муниципального округа Павла Боровикова, будет проведена дезинфекция «Котофейни».

«По факту никакой дезинфекции не провели. Ну вызвали котошефа Светлану на домики. Ну помыли они их хлоркой с дворниками. Это не поможет», — сказала жительница Зеленоградска Татьяна Калинка. На вопрос RTVI о том, как город собирается бороться с теми, кто подкидывает животных, и будут ли применяться какие-то меры в случае выявления очага инфекции в домиках для кошек, в администрации ответа не дали.