Основатель левой Партии трудящихся 77-летний Луис Инасиу Лула да Силва с небольшим отрывом (50,85%) одержал победу на выборах президента Бразилии, которые состоялись 30 октября. Действующий президент страны, отставной военный правых взглядов Жаир Болсонару занял второе место (49,15%). О том, что позволило да Силве одержать победу, будет ли Болсонару оспаривать итоги выборов и с какими проблемами столкнется новый президент RTVI рассказали публицист, автор книги о политике Болсонару Ричард Лаппер и бразильский политолог Маурисио Сантор.
Президентские выборы в Бразилии проходят в два тура. В первом туре 2 октября приняли участие 11 кандидатов, и да Силва (47,98%) и Болсонару (43,59%) вышли в лидеры с большим отрывом. Данные института изучения общественного мнения Datafolha прогнозировали небольшую разницу в голосах во втором туре (4% — в преддверии выборов), но в реальности она оказалось даже меньше 2%. Официально в должность преиздента Лула да Силва, который ранее возглавлял страну c 2003 по 2010 год, вступит 1 января 2023 года. Агентство Reuters охарактеризовало да Силву как «прагматичного политика”, который обещает направлять кредиты в ключевые отрасли для создания рабочих мест и восстановления устойчивого роста, бороться с растущим голодом и безработицей. Избранный президент смог заручиться поддержкой инвесторов благодаря гибкой политике и выбору напарника — своего соперника на выборах 2006 года, бывшего губернатора Сан-Паулу с умеренными взглядами Жеральдо Алкмина.
Помимо президента бразильцы выбирали Палату депутатов (нижняя палата Национального конгресса Бразилии), одну треть Федерального сената, депутатов региональных заксобраний, а также губернаторов штатов и Федерального округа. На выборах в Конгресс победили правые, а левая Партия трудящихся да Силвы остается второй по величине, что затруднит да Силве будет проведение своих законопроектов.
Почему Лула да Силву одержал победу
Публицист, автор книги «Бразилия в эпоху Болсонару» Ричард Лаппер: “Лула [да Силва] выиграл благодаря своим выступлениям в менее благополучных северо-восточных штатах. Во многих отношениях это были очень хорошие выборы для правых консерваторов. Болсонару одержал хорошую победу в 14 из 27 штатов Бразилии, установив господство на территории, простирающейся от побережья Атлантического океана до сельскохозяйственных угодий саванны на центрально-западном побережье. Но в более бедных северо-восточных и северных штатах хороший результат показал Лула [да Силва]. В некоторых штатах он получил более 70% голосов. Это потому, что он, как уроженец северо-востока (он родился в Пернамбуку), в каком смысле говорит на их языке”.
“Кроме того, в период между 2003 и 2016 годами социальные программы, которые [да Силва] представил, изменили жизнь сотен и тысяч бедняков. Я думаю, что споры о коррупции [дело Petrobras] сыграли второстепенную роль в предвыборной кампании, и это была не очень комфортная тема для обоих кандидатов. Кампания Лулы [да Силвы] была направлена на восстановление компетентности и порядочности бразильской политики, а также на укрепление демократии, но я не уверен, что сработало [именно] это”.
Доцент департамента международных отношений Государственного университета Рио-де-Жанейро Маурисио Сантор: «Лула победил, потому что он создал широкую коалицию против Болсонару, объединив левых, центристов и некоторых консерваторов, которые боялись Болсонару как угрозы демократии. Для многих бедных избирателей основной причиной поддержки Лулы стало экономическое положение страны с высокой инфляцией, безработицей и возвращением масштабного голода».
Результаты выборов подтвердили, что сегодняшняя Бразилия “гораздо более консервативна, чем та, которой правил Лула 20 лет назад”, считает политический аналитик и главный редактор журнала Americas Quarterly Брайан Уинтер. “Союзники Болсонару будут управлять тремя самыми густонаселенными штатами Бразилии: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс. Конгресс склонится еще вправо, готовый наброситься — и да, даже начать процедуру импичмента — при первых признаках неприятностей. <…> Лула [да Силва] — самый талантливый политик своего поколения, но я не знаю, как он будет выстраивать союзы в транзакционном Конгрессе в этой атмосфере пристального внимания». Размышляя о возможности «бразильского 6 января», Уинтер пишет, что Болсонару не признает итоги выборов, но оставит битву на другой день. “Бразильские консерваторы так хорошо выступили на этих выборах, что многие теперь умоляют Болсонару не разрушать движение, поощряя массовые гражданские беспорядки…”
Будет ли Болсонару оспаривать результаты выборов
Маурисио Сантор: “[Шансы] очень высоки. Болсонару уже много лет говорит, что не смирится с поражением на выборах и что бразильцы не должны доверять электронной системе голосования. Лула победил с небольшим отрывом — меньшим, чем ожидалось, а это повысит готовность Болсонару и его сторонников оспаривать результаты”.
Ричард Лаппер: “Трудно сказать. Болсонару замолчал после того, как стали известны результаты выборов, и, похоже, официальных комментариев не будет до следующей недели. Однако были предположения, что правительство в конечном итоге согласится с итогами голосования. Один из союзников Болсонару — министр по делам женщин Дамарес Алвес [представительница правой партии “Республиканцы”] — согласилась с тем, что «мы проиграли выборы» и что Болсонару «уйдет с поста президента в январе с высоко поднятой головой». В прошлом Болсонару настаивал на том, что оспорит результат”.
Болсонару все еще не выступил с признанием результатов выборов. Он неоднократно заявлял, что не поддерживает избирательную систему Бразилии и может не принять итоги выборов. Перед вторым туром многие СМИ — например, британская The Guardian — писали, что Болсонару, которого называют “тропическим Трампом”, может повторить действия американского коллеги после выборов в США 2020 года и попытаться оспорить их итоги, что грозило бы “бразильским капитолием”. Такие опасения подкреплялись риторикой Босонару, который сказал сторонникам на одной из предвыборных встреч: “Покупайте оружие! Это в Библии!”. Как отмечает The New York Times, за 34 года современной бразильской демократии проигрыш Болсонару стал первым случаем, когда действующий президент не смог переизбраться на второй срок (для да Силвы это уже третий срок в качестве президента).
Какие задачи стоят перед Лулой да Силвой
Маурисио Сантор: “Самой большой проблемой избранного президента будет экономическая политика: как реагировать на насущные социальные требования, такие как голод (30 миллионов бразильцев не могут нормально прокормить себя) и безработица ([в стране] 10 миллионов безработных). Финансовая ситуация в стране сложна, а избиратели хотят быстрых перемен. Луле будет легче в сфере дипломатии, где есть отличные перспективы для восстановления диалога о демократии, правах человека и окружающей среде (изменении климата, сдерживании вырубки лесов Амазонки) с США и Евросоюзом. Кроме того, есть перспективы для укрепления связей с левыми правительствами, которые в настоящее время правят большей частью Латинской Америки” [В последние годы левоцентристы выиграли выборы в Мексике, Аргентине, Боливии, Перу и Гондурасе, Габриэль Борич одержал историческую победу в Чили в 2021 году, а в июне 2022 года Густаво Петро стал первым левым лидером Колумбии].
Ричард Лаппер: “Большой проблемой Лулы [да Силвы] является вопрос защиты окружающей среды. Вырубка лесов в Амазонии ускорилась при Болсонару, приближая тропические леса к уничтожению. Лула [да Силва] добился значительного прогресса на этом фронте за первые два срока своего пребывания в должности, и ему необходимо провести капитальный ремонт государственных учреждений, которые играли центральную роль в этих усилиях. Другой большой проблемой является дефицит бюджета. Расходы выходили из-под контроля при Болсонару, который бросал деньги избирателям в попытке победить. И Лула [да Силва] должен разобраться с этим без большинства [левых] в Конгрессе. В первом туре выборов в начале октября консерваторы добились больших успехов и станут препятствием”.
Во время предвыборных дебатов Лула да Силва обвинял Болсонару в низком уровне минимальной заработной платы (меньше, чем во время инаугурации в 2018 году), в несоответствующем поведении, изолированности Бразилии от остального мира и халатности во время пандемии. «…Вы не заботились о людях во время пандемии, насмехались над ними. Говорили, что не будете прививаться, а те, кто вакцинируется, станут аллигаторами и гомосексуалистами. Вы смеялись над людьми, имитировали задыхающихся без кислорода в Манаусе», — такое обвинение в адрес Болсонару выдвинул да Силва.
Как будут развиваться отношения с Россией и каково отношение да Силвы к украинскому конфликту
Маурисио Сантор: “Россия является важным политическим и экономическим партнером Бразилии, и это редкий консенсус между лагерями Лулы и Болсонару. Однако они поддерживают Россию по разным причинам. Для Болсонару Путин является образцом для подражания с точки зрения консервативного режима с традиционным подходом к гендерным и культурным вопросам. Для Лулы Путин — партнер по построению многополярного миропорядка. Можно ожидать, что Лула попытается вовлечь Россию в новые дипломатические инициативы — например, в рамках БРИКС (Аргентина, Иран, Саудовская Аравия). Но мы также должны помнить, что международный контекст сейчас отличается от того, что существовал 20 лет назад, когда Лула впервые стал президентом. Оппозиция Запада в отношении Китая и России гораздо сильнее, а экономическое положение Бразилии более хрупкое, у страны меньше возможностей для международных автономных действий”.
“Луле также следует переосмыслить свою позицию в отношении военных действий на Украине. До сих пор его заявления были об обвинении обеих сторон в конфликте. <…> [Президент] должен понимать негативное влияние конфликта и то, как Бразилия может на это отреагировать. Традиционно бразильская дипломатия выступает против экономических санкций и выступает за многосторонние переговоры и международное право. Это могло бы стать отправной точкой для позитивного подхода к кризису”.
Россия и Бразилия входят в БРИКС. В июне вице-президент Бразилии Амилтон Моурао участвовал в диалоге “БРИКС плюс”. При этом в марте 2022 года Бразилия поддержала резолюцию Генассамблеи ООН с осуждением агрессии России на Украине, а в октябре поддержала резолюцию Генассамблеи ООН, осуждающую референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонщине. В октябре Жаир Болсонару заявил, что конфликта на Украине не было бы, если бы бывший президент США Дональд Трамп все еще находился у власти. Лула да Силва же отметил в мае, что России не следовало «вторгаться» в Украину, но он считает президента Украины Владимира Зеленского виновным “не меньше, чем российского лидера”. Президент России Владимир Путин в преддверии второго тура сказал, что у него хорошие отношения с обоими кандидатами, а 31 октября поздравил да Силву с победой на выборах.
Ричард Лаппер: “Россия является важным торговым партнером Бразилии, и ни Лула, ни Болсонару не поддерживают Украину. Путин был среди тех лидеров, которые быстро поздравили Лулу с победой. Лула, конечно, был архитектором альянса БРИКС, и я ожидаю, что он будет стремиться развивать хорошие отношения с Россией”.
Кто такой Луис Игнасио Лула да Силва
Да Силва родился в бедной семье крестьян, начал работать еще ребенком — чистильщиком обуви, уличным торговцем, а после — рабочим на заводе. Бросил школу после четырех классов, не получил университетского образования: уже работая, прошел курс механической токарной обработки.
Во время работы начал участвовать в профсоюзной деятельности и вскоре это стало для него основным занятием. Избирался главой многотысячного профсоюза и участвовал в протестах против военной диктатуры, которая правила в Бразилии с 1964 по 1985 годы, был арестован.
В 1980 году да Силва стал одним из основателей Партии трудящихся, которую возглавлял в 1980-1994 годах с небольшим перерывом и в которой состоит до сих пор. Проработал президентом два срока с 2003 по 2010 годы, а до этого трижды безуспешно баллотировался на высший государственный пост (в 1989, 1994 и 1998 годах). Несмотря на противоречивые мнения о его политике, он смог покинуть пост в 2011 году с рекордным рейтингом одобрения в 90%.
В 2018 году его осудили по делу о коррупции, под стражей Лула провел полтора года. В 2021 году с него сняли обвинения, и он смог выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах.
Подробнее о личности Лулы да Силвы — в материале RTVI.