После Дня благодарения в США наступает «черная пятница» — период больших скидок. Хотя этот день официально не выходной, многие американцы берут отгул, чтобы купить подарки себе и своим близким. Тем не менее в праздничные дни люди сталкиваются и с характерными проблемами: например, сильнейшие пробки на дорогах. Чем «черная пятница» не устраивает американцев, разбирался корреспондент RTVI в Нью-Йорке Гарри Княгницкий.
Когда работаешь по обе стороны океана и живешь на две страны, «черной пятницей» тебя заманивают и в России, и в США. Забыли про телевизор и радио: «черная пятница» прямо в твоем телефоне! И с этим уже ничего не поделать.
По данным Национальной федерации розничной торговли США, продавцы разослали 3,5 млрд писем со спамом, то есть с информацией о скидках. Это не считая фейсбук или инстаграм, в которых, по сравнению с прошлым годом, «черно-пятничных» предложений стало на 73% больше.
Маркус Магариан, исполнительный директор Chatsworth Securities LLC: «Это очень важное время для ритейлеров, они зарабатывают от 30% до 70% годового дохода!»
Что покупают американцы? Результаты опроса Национальной федерации розничной торговли показали, что 58% жителей США тратят деньги на одежду и аксессуары, 54% — на подарочные сертификаты магазинов (не забываем, что деньги — лучший подарок и на День Благодарения, и на Рождество). 39% закупаются игрушками (лидируют Barbie и Lego), 37% — книгами и видеоиграми, а 32% — едой и сладостями.
Не надо думать, что сезон распродаж наступает именно в пятницу. Теперь в Америке распродажи стартуют с начала ноября. То есть только-только отгуляли Хэллоуин, у домов еще валяются тыквы и скелеты, а народ уже отцепляет вампирские клыки и кликает в интернете: что там выкинули ко Дню благодарения?
За два месяца, с 1 ноября по 31 декабря, американцы потратят $730 млрд. Это примерно два российских бюджета на 2019 год. Доходы там ожидаются в $312 млрд. За два предновогодних месяца со скидками отоварятся 165 миллионов американцев. Это примерно половина населения страны.
То есть само понятие «черной пятницы» (помните кадры, где люди дерутся за телевизоры с 90% скидкой?) становится больше символическим. Зачем не спать всю ночь и драться за место в очереди перед открытием магазина, если есть интернет?
Маркус Магариан, исполнительный директор Chatsworth Securities LLC: «На покупки в интернете приходится примерно 10,7% общих потребительских расходов в США».
Год назад в саму «черную пятницу» за один день в интернете потратили рекордные $6,2 млрд. Теперь, уверены аналитики PwC, будет еще больше. При этом пятница проигрывает «киберпонедельнику», когда распродают электронику. В 2018 году он принес продавцам $7,9 млрд. В нынешнем году, по прогнозу Adobe Analytics, будет $9,4 млрд.
Особенно популярны распродажи в этот день среди миллениалов: 65% родившихся в конце XX века расчехляют кредитки именно в «киберпонедельник». Еще он в особом почете у родителей. Они постоянно покупают что-то детям. И только в «киберпонедельник» 51% родителей наконец-то балуют себя, обычно — смартфонами или ноутбуками.
В общем, от «черной пятницы» постепенно остается только привязка к Дню благодарения и история: черным этот день окрестили не то филадельфийские таксисты из-за пробок в период распродаж, не то бухгалтеры, которые традиционно помечали прибыль черными чернилами. А вот почему распродажи под брендом «черной пятницы» проводят в России — большой вопрос.
Дмитрий Иванюшин, член Совета гильдии маркетологов России: «В США традиция делать скидку именно в этот период связана с тем, что заканчиваются одни праздники, и начинаются другие. Заканчивается один сезон, начинается другой сезон. Надо освободить склады от старого товара и завезти новый товар, чтобы его так же успешно продавать».
В России мы обычно ищем подарки не в конце ноября, а за две недели до Нового года. Кому-то светит 13-я зарплата, кому-то премия. По идее, нужно устраивать свою «черную пятницу» или, например, «красный четверг» примерно 20 декабря. Но нет: в стране, где охранители духовных скреп негодуют по поводу чуждого православной душе Хэллоуина и Дня святого Валентина, «черная пятница» спокойно прописалась в конце ноября. Когда дело касается денег, глобальные тренды решают.
Дмитрий Иванюшин, член Совета гильдии маркетологов России: «Наши покупатели, как и во всем мире, мыслят сейчас рационально. Они заинтересованы в получении скидок. Скидки, действительно, предоставляются. Иногда скидки существенные — от 10% скидка уже является ощутимой для покупателя. Но таких ликвидационных скидок, как в США, у нас почти нет в этот период».
Ликвидационные скидки — это, когда у продавца выбор: выбросить товар на помойку или продать хоть за какие-то копейки. Зачем забивать склады летними куртками, когда народ вот-вот пойдет скупать пуховики?
То есть скидки возникают там, где меняется сезон, повышается спрос и появляются деньги у населения. В США все эти три фактора совпадают в ноябре-декабре. Народ уже отошел от уплаты налогов — декларации тут подают в апреле — и успел что-то скопить.
Еще один двигатель скидок — электроника. Производители выпускают новый продукт, но склады забиты предыдущими моделями. Приходится стимулировать дилеров всевозможными скидками, чтобы они поскорее разгрузили торговые площади под новый товар. А магазины в свою очередь снижают цены для покупателей.
И это не всегда совпадает с «черной пятницей» или «киберпонедельником». Для поколения Z вообще не существует ни того, ни другого: 83% рожденных в XXI веке пользуются айфонами и живут от одной новой модели до другой. А выходят они обычно в сентябре.
Люксовые бренды принципиально вообще не делают скидок. Не так давно Louis Vuitton — Трамп как-то хвастал, что потратил на их сумки много денег, — купил американскую компанию Tiffany за $16 млрд. Простым смертным от этого ни холодно, ни жарко. Пусть и случилась сделка в канун «черной пятницы».
Маркус Магариан, исполнительный директор Chatsworth Securities LLC: «Louis Vuitton поступает очень умно. Они приобретают не просто компанию, а торговые площади. И сейчас у них есть два магазина в самом дорогом квартале мира: на пересечении 57-й улицы и 5-й авеню».
Что касается элитных товаров, главная задача продавца — завлечь покупателей в магазины, чтобы они почувствовали себя особенными. Они приходят в Chanel, им наливают шампанское, они покупают туфли и открывают для себя новый, неизведанный образ жизни.
А нет денег на Chanel и Louis Vuitton — бери телефон и заказывай в интернете что попроще. Приносит ли это удовольствие? Для 70% покупателей сезон распродаж связан со стрессом из-за долгов. Самый популярный вид оплаты в эти дни — кредитная карта.
По данным Федерального резерва США, американцы по разным видам кредитов и так уже должны больше $4 триллионов. Вполне возможно, самый главный подарок, который бы они хотели на праздники, — это рассчитаться с долгами.