Проявления открытого антисемитизма в Махачкале, где группа местных жителей штурмовала аэропорт, а также в Хасавюрте и в Нальчике, грозят перерасти в большую межнациональную вражду. Они стали следствием экстремистской пропаганды, которую необходимо пресекать на корню. Об этом в блиц-интервью RTVI заявил посол Израиля в России Александр Бен Цви.
— Как бы вы могли прокомментировать недавние события в аэропорту Махачкалы?
— Любое проявление антисемитизма, неважно — где, это ужасное явление. Иногда кто-то не согласен с той или иной политикой, и сразу же возникают антисемитские настроения. К сожалению, это не только настроения. Зачастую они переходят в действия, которые угрожают жизни людей. События, которые мы наблюдали и в Махачкале, и в Хасавюрте, и в Нальчике, я бы сказал, стали для нас неожиданными. Все это происходит здесь, в таком масштабе.
По разным причинам происходят демонстрации, но когда они доходят до призывов убивать евреев, это переходит все рамки несогласия с какими-либо политиками. Это чистый антисемитизм, это противоречит российским законам, и надо это пресекать заранее, чтобы такие проявления не переросли во что-то ужасное. Потому что они всегда угрожают перерасти в межнациональную, межэтническую, межрелигиозную вражду. Это абсолютно никому здесь не надо — в том числе руководству страны и руководству региона.
Случившееся — следствие экстремистской исламистской пропаганды. Люди даже не знают, в чем дело, но им сказали, что надо выходить и что-то делать с евреями. Главное, что евреи опять во всем виноваты. Это идет вразрез даже со всеми принципами, которые президент Путин изложил на встрече с лидерами религиозных общин. Так что и федеральные власти, и региональные власти действительно должны очень быстро это пресечь, чтобы это не стало более широким явлением.
— Как вы оцениваете первоначальную реакцию российских властей?
— Было выступление главы Дагестана, были заявления муфтия и других региональных властей. Но факт остается фактом — все эти заявления остались на бумаге, они не привели к действиям. Мы видели, как толпа ворвалась в аэропорт, искала евреев, останавливала и переворачивала машины, включая машины полиции и ОМОНа. Это не демонстрация, это настоящее неуважение к властям, к своим же религиозным лидерам.
Пока уголовное дело завел Следственный комитета Дагестана — действительно, надо начинать с регионального уровня. Если прокуратура и Следственный комитет России решат, что дело должно рассматриваться на федеральном уровне, — то пусть решат. Главное, что все понимают: это уголовное преступление, и надо рассматривать проблему в этом ключе.
— У вас есть какое-то объяснение случившемуся?
— Из того, что я знаю, — [насилие спровоцировал] не только один телеграм-канал. Они (жители Дагестана — прим. RTVI) слышали различные проповеди. К сожалению, в соцсетях есть очень много экстремистов исламистского толка. Эти проповеди сильно влияют на людей, которые слышат каждый день, что надо воевать против евреев. Все кричат «Хайбар». Хайбар — это знаменитое место [в Саудовской Аравии], где Мухаммад победил евреев. Там была большая резня, и теперь проводятся параллели. И инспирируются такие вещи, которые произошли вчера.
— Будет ли Израиль пытаться призвать к ответу Илью Пономарева*, которого связывают с телеграм-каналом «Утро Дагестан»?
— Местные власти должны этого добиваться, это очень серьезная внутренняя проблема. Если происходит экстремистская пропаганда на территории России, то региональные и федеральные власти должны ее пресекать. Если они решат, что он [Пономарев] нарушил закон, то они должны сразу же это пресекать.
— Офис премьер-министра Нетаньяху и МИД Израиля выпустили совместное заявление о том, что посольство прилагает все силы к тому, чтобы обеспечить безопасность всех евреев. Каким образом?
— Мы находимся в контакте со всеми [российскими] структурами — от МИДа до администрации президента, также с региональными структурами. Мы стараемся быть со всеми в контакте. Мы не можем защитить евреев физически, у меня же нет своей полиции. Но мы должны напомнить местным властям, что это их задача — защищать своих и иностранных граждан. В Дагестане есть еврейская диаспора, она находится во многих городах республики. Она была всегда— евреи живут там сотни лет. И мы надеемся, что так будет и впредь. Они сами должны это решать.
— Есть ли пострадавшие в беспорядках среди граждан Израиля?
— К счастью, среди пассажиров самолета никто не пострадал. Там были и граждане, у которых есть израильский и российский паспорта, были те, у кого только израильский или только российский паспорт. Например, дети, которые ездили в Израиль на лечение от рака. Они все попали в эту ужасную ситуацию. К счастью, с ними ничего не случилось — все они были вывезены и уже не находятся в Махачкале.
— Будут ли рекомендации для граждан Израиля воздержаться от поездок в мусульманские кавказские республики России?
— По всей видимости, будут рекомендации для граждан Израиля воздержаться от поездок в мусульманские республики России. Если местные власти нас заверят, что все прошло и можно чувствовать себя в безопасности — то вперед. А если нет, то, вероятно, будет выпущена такая рекомендация. Других регионов России это не касается.
— Планирует ли Израиль отменить рейсы в регион?
— Что касается рейсов из Израиля, то аэропорт в Махачкале закрыт до 6 ноября. Мы посмотрим, какой будет ситуация в Дагестане. Если она останется такой же напряженной, то есть вероятность, что рейсы могут не возобновиться.
— Вы и ваши коллеги из посольства сейчас чувствуете себя в меньшей безопасности?
— Мы всегда принимаем меры предосторожности. К сожалению, конфликт на Ближнем Востоке постоянно заставляет нас принимать меры предосторожности. Они не связаны с тем, что произошло вчера в аэропорту Махачкалы. Мы всегда это делаем.
* Внесен Минюстом России в реестр иноагентов