В 2019 году количество преступлений на почве ненависти в Нью-Йорке выросло на 64%. Из 184 инцидентов 110 носили антисемитский характер. Еще в прошлом году таких атак было 58. Антисемитизм даже стал предметом предвыборных разборок в Америке. В стране спорят, кто из политиков подогревает ненависть: республиканцы или демократы. О том, помнят ли в США о катастрофах XX века и как учат бороться с ненавистью — в материале корреспондента RTVI Гарри Княгницкого.
В одной из школ Нью-Йорка о Холокосте рассказывают со сцены. Ученики играют в спектакле о событиях 1943 года в Украине: сельский учитель прячет от фашистов еврейскую женщину с сыном у себя дома. Если нацисты узнают — смерть. Но он их не выдал. Так поступали не все.
Раиса Остапенко, историк, журналист: «Все всегда говорят: я бы помог, я бы спас, я бы покупал еду втихаря, я бы всех кормил. Но на самом деле мы не знаем, никто из нас не знает, как бы мы поступили на самом деле».
Пьеса — автобиографическая. Ее написал Роалд Хоффманн, которого вместе с матерью спасли от фашистов. После войны его семья скиталась по Европе, потом перебралась в Америку. Здесь Хоффманн окончил Колумбийский университет, защитил докторскую в Гарварде, получил Нобелевскую премию по химии, стал писать стихи и пьесы.
Роалд Хоффманн, автор пьесы: «Мы обязаны возвращаться в прошлое, иначе мы не извлечем из него уроки. Никто и представить не мог, что все эти антисемитские стереотипы всплывут снова. Мы это видим сейчас».
В октябре 2018 года в Питтсбурге произошло массовое убийство прихожан синагоги. Роберт Боуэрс, который открыл огонь, называл евреев «детьми Сатаны». В Бруклине в мае 2019 года напали на еврея. И это в Нью-Йорке, где примерно каждый десятый — еврей!
Нью-Йорк — город-космополит. Весь иммигрантский интернационал чувствует себя здесь в большей безопасности, чем в консервативной американской глубинке. Или чувствовал раньше: по сравнению с 2018 годом, число преступлений на почве ненависти по отношению к евреям — это и вандализм, и насилие — увеличилось почти вдвое.
Александр Флинт, политолог: «На днях высадили двух женщин, они были на празднике независимости — Дне Израиля. Они ехали в Uber. Как только водитель спросил, где они были… Там какой-то Мустафа вел машину. Он их взял и выгнал из машины».
Президент Felshtin Society Алан Бернштейн рассказывает о Фельштинском погроме. Сто лет назад в Западной Украине в селе Фельштин, которое позже переименовали в Гвардейское, петлюровцы казнили по меньшей мере 600 человек. В евреев стреляли, их резали.
Алан Бернштейн, президент Felshtin Society: «Младших братьев моей бабушки убили в день погрома. Моя прапрабабушка Сара Оксман пыталась сбежать от петлюровцев. Она упала на лед реки, ее догнали преследователи. Она умоляла о пощаде. К ней проявили милосердие и не стали убивать, но двух ее сыновей не пощадили. Их убили в тот день».
Не такие кровавые погромы случались в Российской империи и в XIX веке, говорит профессор Мичиганского университета Джеффри Вейдлингер. Он так и произносит: «погром» с английским акцентом.
Джеффри Вейдлингер, профессор Мичиганского университета: «Слово „погром“ вошло в англоязычный обиход в 1881 году, впервые появившись на страницах New York Times. Затем оно попало в Оксфордский словарь».
На самом деле погром не был исконно российским ноу-хау. В Европе евреев тоже не любили. К примеру, за то что они меньше умирали от чумы в XIV веке. Но проще было обвинить евреев в распространении болезни, чем последовать их примеру и тоже начать мыться.
Журналист Владимир Познер уверен, что винить евреев во всех своих проблемах стало для общества даже своего рода традицией. «Традиционно, когда что-то чувствовалось не так, надо было искать виноватого, и традиционно виноваты были евреи. Я думаю, рост антисемитизма связан именно с этим. Что-то в моей жизни не так, значит, кто-то в этом виноват. А кто? Понятно, кто. Они-то живут лучше меня», — сказал Познер в разговоре с RTVI.
Владимир Познер о «традиции» Запада не любить евреев
В России еврейский вопрос остро встал в XVIII веке. Империя захватила районы Речи Посполитой, на которых жили евреи. Им сказали оставаться и торговать за так называемой чертой оседлости, не приближаться к столицам. Так они и жили на территориях, которые теперь принадлежат Украине, Беларуси, Молдове и Литве.
Но в той же Украине в начале XX века было колоссальное экономическое расслоение: в деревнях все еще натуральный обмен, а евреи в городах уже открывали лавки и банки. И Гражданская война стала поводом выплеснуть ненависть. Поляки, белые, красные, атаманы воевали друг с другом и все вместе против общего врага — евреев.
Джеффри Вейдлингер рассказывает, что антисемитский пыл красноармейцев охладил Лев Троцкий. Коммунисты начали следить, чтобы не было погромов. И враги красных возненавидели евреев еще больше.
Джеффри Вейдлингер, профессор Мичиганского университета: «Евреи бежали во многие страны, но больше всего — в Германию. В 1919 году туда прибыла огромная группа еврейских беженцев. С каждым годом их становилось все больше и больше. А в Германии как раз зарождался нацизм. В то время, в начале 20-х годов, правые националисты утверждали, что все проблемы Германии из-за потока иммигрантов с Востока, а большинство этих иммигрантов — евреи».
Приехали они в начале 20-х годов и в Америку. Строить стену на границе или в портах США тогда не стали, но в 1924 году приняли Акт об ограничении иммиграции. Власти боялись, что евреи «завезут» коммунизм. После Второй мировой войны говорить о таких вещах стало неприлично. А потом пришел Трамп…
Александр Флинт, политолог: «С приходом Трампа откуда-то со дна заново поднялся такой американский национализм. До этого он где-то там дремал. Он всегда был, но он дремал. Любой национализм измеряет свою нормальность по лакмусовой бумажке — отношению к евреям».
Александр Флинт убежден, что сам Трамп ни в коем случае не антисемит. Зять — еврей, дочь приняла иудаизм, а сам президент признал Иерусалим и Голанские высоты израильскими. Еще перед выборами он обещал это сделать, выступая на конференции AIPAC — Американо-израильского комитета по общественным связям.
Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций: «По сути, это консервативная лоббистская группа, да? Она представляет правый фланг произраильского лобби в США. Это структура, конечно же, достаточно влиятельная. Но все-таки не стоит упрощать эту ситуацию. Как иногда можно прочитать в популярных СМИ, некое израильское лобби является чуть ли не хвостом, который виляет собакой».
Но молодые американские социалисты — Александрия Окасио-Кортес, Рашида Тлаиб и особенно Ильхан Омар — видят в AIPAC чуть ли не мировой еврейский заговор. Та же Омар, которая периодически заявляет о своем палестинском происхождении, написала, что Конгресс США оказывает поддержку Израилю, поскольку законодателей финансирует AIPAC. Так и сказала: это все из-за детей Бенджамина. Имеется в виду изображенный на стодолларовой банкноте Бенджамин Франклин.
Когда Омар поняла, что сболтнула лишнего, следы ее высказывания в интернете быстро зачистили. Лидер демократов в Конгрессе Нэнси Пелоси, в свою очередь, отчитала молодую коллегу: США поддерживают Израиль, потому что страны разделяют общие ценности. Омар, конечно, извинилась, но с оговоркой.
Ильхан Омар, конгрессвумен: «В то же время я подтверждаю озабоченность той сомнительной ролью, которую играют лоббисты в нашей политике: будь то AIPAC, Национальная стрелковая ассоциация (NRA) или нефтяная индустрия».
Поставить в один ряд AIPAC и NRA — лоббистов Израиля и лоббистов оружия — мало, кто до нее отваживался.
Александр Флинт, политолог: «Я ни минуты не верю, что они искренне раскаиваются в том, что они говорят .Они повторяют все это с такой регулярностью, и это выскакивает у них в каких-то других моментах, что это абсолютно… То есть одна начинает, другая заканчивает».
Ильхан Омар и Рашида Тлаиб поддерживают и организацию BDS. Она призывает к бойкоту, изоляции и санкциям по отношению к Израилю, постоянно рискуя переступить тонкую грань между антисемитизмом и неприятием политики Израиля.
Роалд Хоффманн: «Я думаю, что это разные вещи. Но это мое личное мнение. Так или иначе, критика Израиля часто скрывает под собой антисемитизм. Я думаю, существование Израиля отвечает не только надеждам всех евреев и всего мира, но и следствие того, что произошло с евреями в XX веке».
Александр Флинт, политолог: «Государство Израиль было создано на той трагедии, которая произошла с европейским еврейством. То есть шесть миллионов человек, одна треть всего еврейского населения Земли была полностью уничтожена. Создание еврейского государства — это создание убежища, куда сбежали эти люди, которых приняли, которых обули, накормили, всем поделились».
Александр Флинт говорит, что непротивление злу насилием евреи уже проходили. Холокост — последняя точка. Политолог выступает за жесткую позицию и силовые ответы Израиля. Алан Бернштейн, не всем предкам которого удалось выжить в Фельшинской резне в 1919 году, не верит, что жестокость, даже ответная, что-то решит.
Алан Бернштейн, президент Felshtin Society: «Довольно трогательно, что мы стоим на «Земляничных полях» в Центральном парке — недалеко от того места, где убили Джона Леннона. Я думаю, что это какая-то поэтическая справедливость, что о тех временах мы говорим именно здесь. И даже в свои 70 с лишним я верю, что людей надо учить помнить и бороться с силами ненависти».
Как минимум — учить историю и помнить, что в любой момент могут повторить.