Во Вьетнам прибыл американский авианосец военно-морских сил США. Как на этот визит отреагировал Китай, который претендует на Южно-Китайское море и наращивает военное присутствие на спорных Парасельских островах — в материале Романа Перла.
Вьетнам приветствует бывшего врага. Визит «Карла Винсона» называют историческим. Впервые после войны американский авианосец заходит в эти воды. Ровно 53 года спустя — именно в начале марта 65-го американские морпехи высадились на территории Дананга. И теперь их снова воспринимают, как защиту от угрозы с севера. К Китаю наоборот отношение крайне негативное. И это во многом проявляется.
Конфликт между Пекином и Ханоем — из-за Парасельских островов. Они находятся примерно на одинаковом расстоянии между Данангом и китайским островом Хайнань. КНР захватила территории в 1978 году. С тех пор в этой зоне периодически происходят стычки между военными и гражданскими двух стран. Происходит строительство островов искусственных, где размещаются китайские военные объекты, китайские военные базы.
И, естественно, реакция США и соседей по региону — это ответ на все агрессивный действия, которые предпринимает Пекин.
В Китае восприняли появление американского авианосца во вьетнамском порту, как пощечину. Эксперты говорят, что местные СМИ захлебываются от возмущения. Причем возмущение это явно не спонтанное. Газеты просто полны недоуменными возмущенными статьями. Главное, это сделано как раз в момент, когда в Китае проходит сессия ФСНП, и когда в Китае творится важное для всего Китая действо по изменению конституции. И считают, что это явная и неприкрытая угроза и вторжение в дела Китая.
Официальная реакция, конечно, более сдержанная. В китайском МИДе накануне выражали надежду, что сотрудничество останется просто сотрудничеством и не перерастет ни в холодное, ни, тем более, в горячее противостояние.
«Конечно, мы надеемся, что сотрудничество между США и Вьетнамом будет конструктивным и не нарушит спокойствие в регионе. Будет служить созданию мирной и стабильной ситуации. И мы надеемся, что это сотрудничество будет выгодно всему региону» — заявил официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньинг.
Эксперты говорят, что несмотря на агрессивный тон в прессе и политических блогах, Китай может притормозить в строительстве новых островов и военных баз. Сейчас в западной части Тихого океана впервые после Второй мировой войны находятся сразу две авианосных группы. А значит, Вьетнам, может чувствовать себя более уверенно.
Впрочем, это не значит, что Вьетнам станет союзником Соединенных Штатов. Несмотря на споры и неприятие населения, китайские бизнесмены — основные владельцы вьетнамских предприятий. А кроме того КНР — главный рынок для местных производителей.
«Что касается безопасности, обе страны, безусловно, разделяют существенную общую заинтересованность в сдерживании Китая, ввиду территориального спора между Китаем и Вьетнамом. Однако, как мне кажется, Вьетнам не намерен стать союзником Соединенных Штатов, это в основном своего рода стратегия распределения рисков, своего рода стратегия балансирования между разными силами» — считает политолог Джезеф Ченг.
Для Америки важно показать свою роль, как арбитра в регионе. Китай претендует не только на Парасельские острова. Есть еще архипелаг Спратли, который своим считают несколько стран, в том числе и Филиппины. В этой стране тоже растет американское военное присутствие.
Свой комментарий дал посол США во Вьетнаме Дениэл Крайтенбринк: «Я думаю, визит авианосца «Карл Винсон» демонстрирует нашу приверженность американо-вьетнамскому партнерству. И это также демонстрирует прогресс, достигнутый нами в двусторонних отношениях в последние годы. Я также считаю, что этот визит демонстрирует твердое намерение Америки присутствовать в Индо-Тихоокеанском регионе»
Для Пекина все эти острова имеют не только региональное значение. Контроль над Южно-китайским морем — это еще и контроль выхода к Малакскому проливу. Именно здесь, между Малайзией и Индонезией основной маршрут экспорта китайских товаров. И импорта природных ресурсов. Что делает эту зону пороховой бочкой Азии.
Роман Перл, Екатерина Грачева, RTVI