Новый худрук Драматического театра им. Гоголя (бывший «Гоголь-центр») на сборе труппы рассказал о том, чем будет заниматься площадка в ближайшие два года. Первая премьера сезона пройдет в декабре, и ею станет «Сон в летнюю ночь» — произведение, ставшее для театра символичным. RTVI узнал подробности и расспросил экспертов о том, какие у них ожидания от представленной программы сезона — и манифеста, озвученного новым руководителем.
10 октября в Московском драматическом театре им. Гоголя (бывшем «Гоголь-центре») прошёл сбор труппы — обязательное мероприятие для любой театральной площадки. Оно стало для Антона Яковлева первым в новой должности ее художественного руководителя. И он подготовился к нему основательно: помимо планов на сезон, представил целый манифест, в котором рассказал о новой программе, стратегии и философии порученной ему площадки.
Режиссер Антон Яковлев стал художественным руководителем Московского драматического театра им. Гоголя в июне 2022 года. До этого с 2013 года театр работал под названием «Гоголь-центр» — в рамках концепции полного переформатирования театра, воплощенной экс-худруком Кириллом Серебренниковым и продолженной его преемником, артистом и продюсером Алексеем Аграновичем. В июле 2022 года Алексей Агранович и директор театра Алексей Кабешев были уволены со своих постов решением Департамента культуры Москвы, а вывеска «Гоголь-центр» (прежний логотип театра был создан художницей Наташей Шендрик) — демонтирована с фасада здания на улице Казакова в Москве. Подробнее об этом можно прочитать здесь и здесь, а посмотреть здесь.
«Разумный идеализм»…
В зачитанном Яковлевым документе в числе философских и человеческих ориентиров употребляется выражение «разумный идеализм», в рамках которого стоит «возродить в себе непосредственность ребёнка» в момент, когда «мир сходит с ума». По словам худрука, это не значит, что руководимый им коллектив не будет откликаться на актуальные события, но при этом он «не имеет права на уныние, смуту, нигилизм, ненависть», а также на «вульгарную социальность».
«Разумный идеализм» воплотится в конкретных репертуарных наименованиях. По иронии судьбы, первым — его представят 22 декабря — станет «Сон в летнюю ночь» в режиссуре Глеба Черепанова.
Этот текст обладает для театра своего рода символизмом: его в свое время ставил основатель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников. Бывший худрук решил шекспировский текст в жанре променада — его играли не только на сцене, а по всему зданию. В рамках расследования «Театрального дела», возбужденного в отношении Серебренникова и ряда других сотрудников театра следствие на определенном этапе утверждало, что этот спектакль так и не был выпущен. Зрители в ответ устроили флешмоб, в рамках которого выкладывали в соцсети видео и фото со спектакля.
Далее последуют постановки других режиссеров: 29 декабря выйдет «Портрет Дориана Грея» Константина Мишина по Оскару Уайльду. В следующем году Сергей Виноградов поработает с рассказами Василия Шукшина, а Павел Пархоменко — с пьесой «В дремучем лесу» Флориана Зеллера (другие пьесы знаменитого драматурга «Отец» и «Сын» в прошедших двух сезонах активно ставили в столичных театрах). Поработают в театре режиссеры Уланбек Баялиев и Сергей Тонышев — какой именно материал они выберут, пока неизвестно.
Для себя худрук запланировал четыре постановки, которые он осуществит за два ближайших года: «Герой нашего времени» по Лермонтову, «Мюнхгаузен» по пьесе Григория Горина, «Соборяне» по Николаю Лескову, «Версилов и другие» по роману «Подросток» Достоевского. Кроме того, театр будет проводить музыкально-поэтические вечера, посвященные актуальным стихотворным произведениям. Первым станет “Евгений Онегин” в исполнении Максима Аверина, затем последуют вечера Бродского, Давида Самойлова, Маяковского и Бориса Рыжего.
… и его критика
«Меня поразило, насколько в манифесте Яковлева сочетаются какие-то совершенно ретроградные посылы с попыткой говорить новым языком, — прокомментировал RTVI театральный критик Антон Хитров. — Я недавно обнаружил архивную стенограмму худсовета по спектаклю «Голый король» в театре «Современник». Выражением «избегать вульгарной социальности» Олег Табаков и Олег Ефремов пользовались на нем, чтобы показать чиновникам Минкультуры СССР, что не надо искать крамолу в их постановке. Затем в 2000-е этим выражением клеймили любой намек на политику или социальное звучание в спектакле у любого театра, который себе их позволял — вместо того, чтобы, так сказать «воспарять в прекрасное». Все это — включая упомянутый «разумный идеализм» — на мой взгляд, красивые слова для оправдания конформизма и трусости». В своем манифесте новый худрук употребляет также термин «метамодерн» в значении «снятия любых ограничений на поиски красоты и гармонии», отмечает критик. «Но «Гоголь-центр» как раз и был метамодернистским, и даже неоромантическим театром — он везде который искал героя: в стихах поэтов, ложившихся в основу спектаклей цикла «Звезда», в своих постановках по классике и по современным текстам. В чем здесь у Яковлева новация, что он собирается привнести?».
«Сегодня зрителю очень нужны единение и надежда, даже вопреки тому, что может быть вокруг, — продолжает цитировать манифест Яковлева эксперт, и комментирует, — Давайте вспомним «Сон в летнюю ночь» Серебренникова, в котором зрители встают со своих мест и начинают вращать круг на сцене — то есть театр запускается руками зрителей. Что это, как не символ единения и надежды?».
Вопрос принципа
Объективно «Гоголь-центр» был очень эффективным театром, продолжает критик, и давал хорошие показатели и по заполняемости залов, продажам и по количеству и качеству репертуарных наименований, да и просто был нужен москвичам: был центром, открытым практически круглосуточно и притягивавшим в театр людей. «В отличие от Драматического театра им. Гоголя, существовавшего до 2013 года и подвергшегося переформатированию во многом из-за многолетних неутешительных результатов. Напомню, именно это название после закрытия «Гоголь-центра» «вернул» себе театр, которым пришел руководить Яковлев», — продолжает Хитров.
«В целом, на мой взгляд, это означает, что новый худрук достаточно, скажем так, невосприимчив, чтобы принять на себя руководство театром, который был совершенно несправедливо разгромлен, и ему совершенно все равно, что до него 9 лет шла уникальная работа, которую вели основатель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и его преемник Алексей Агранович».
Репертуарные планы театра эксперта тоже не впечатлили. «У «Сна в летнюю ночь большая сценическая история, и, чтобы делать по нему новую постановку, необходимо обладать не только вкусом, но и большой насмотренностью, базой знаний и, самое главное, ценностей, — замечает критик, — Как с этим справится Глеб Черепанов, я предсказать не могу». По словам эксперта, он с сожалением увидел в рядах тех, кто собирается ставить в ближайшее время имена достаточно известных режиссеров — Константина Мишина, Уланбека Баялиева, Сергея Тонышева. «Мне кажется, что эти люди вместо ценностей и принципов — например, не приходить работать туда, откуда выгнали его коллег — выбрали карьеру и материальные стимулы. Они, как мне кажется, почему-то думают, что театральная история и критика не заметят и не запомнят им этого. Заметят и запомнят», — утверждает Хитров.
А как восприняли новые планы в самой труппе театра? «Не сказал бы, что здесь все полны энтузиазма в связи с объявлением планов на сезон, — рассказал RTVI источник в Театре им. Гоголя, — и не могу сказать, что настроение у труппы как-то изменилось после сбора [труппы]». По его словам, никакой репетиционной работы, несмотря на близкие сроки двух декабрьских премьер, в театре пока не началось. При этом, рассказывает собеседник, несколько артистов «Седьмой студии» (коллектив, состоящий из учеников курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ, составивший костяк труппы «Гоголь-центра» — RTVI) все-таки остались работать в театре после фактической ликвидации «Гоголь-Центра». «Честно говоря, на фоне происходящего в стране и мире новые концепции… может быть, не так хорошо воспринимаются. Люди просто ходят на работу, ждут, когда начнется какая-то деятельность», — подытоживает источник в театре им. Гоголя.