Новые худрук и директор московского Театра им. Гоголя, с 2013 года работавшего под лейблом «Гоголь-центр», намерены изменить концепцию пространства, созданную при Кирилле Серебренникове, рассказали RTVI источники в театре. Большинство артистов, пришедших с прежним руководителем, уже подало заявления об уходе, с пожелавшими остаться проходят собеседования. В театре до сих пор не знают, когда снова вернутся к работе. RTVI выяснял у его сотрудников и артистов, что ждет некогда самую модную театральную площадку столицы.

В июне нынешнего года Департамент культуры Москвы не продлил контракт с прежним худруком Алексеем Аграновичем, который, в свою очередь, стал преемником Серебренникова на посту руководителя «Гоголь-центра» и занимался сохранением концепции своего предшественника. На его место был назначен режиссер Антон Яковлев, сын народного артиста СССР Юрия Яковлева.

Своего поста лишился также работавший при Серебренникове и Аграновиче директор Алексей Кабешев — на этот пост назначили Александра Бочарникова, ранее работавшего в Новосибирске. Одним из первых шагов нового руководства стал демонтаж вывески с логотипом «Гоголь-центра», созданной для театра дизайнером Натальей Шендрик (при этом решетка на крыльце у входа в театр с тем же логотипом пока сохранилась). Пока известно о единственном публичном управленческом шаге нового директора — он написал письмо в YouTube с просьбой передать канал «Гоголь-центра» в распоряжение Театра им. Гоголя: прежняя команда, по его словам, не предоставила новому руководству пароли от аккаунта.

Что будет с пространством

Демонтаж зала трансформера и возврат к классической конструкции зала и сцены — такие перемены планирует в Театре им. Гоголя на улице Казакова новое руководство, рассказал RTVI источник в культурном учреждении. Сцена-трансформер и модульный зал с подиумом, которые изменили сценическую геометрию, появились здесь с назначением в 2013 году театрального новатора Кирилла Серебренникова и с «переоткрытием» этой площадки под маркой «Гоголь-центра». Как объясняли тогда руководство столичного Депкульта и театра, такой зал лучше отвечал задачам его превращения в место, где ставится современная драматургия.

Архивное фото
Ирина Бужор / Коммерсантъ

Изменения коснутся и другого аспекта организации пространства. Концепция «Гоголь-центра», по мысли прежнего столичного министра культуры Сергея Капкова, предусматривала, что создание локального районного центра, куда можно будет прийти в любое время дня без билета, чтобы посетить кафе или медиатеку, послушать лекцию или посмотреть видео. Билеты были нужны только для того, чтобы попасть на спектакль.

«Мы в этом смысле полностью совпали с Кириллом Семеновичем — он хотел, чтобы театр постоянно собирал к себе людей, а нам было важно заранее „завести“ людей перед спектаклем внутрь, чтобы они не перекрывали и без того узкую улицу Казакова, — рассказывал несколько лет назад корреспонденту RTVI высокопоставленный источник в столичном правительстве. — Мы понимали, что на спектакли Серебренникова и будет приходить много публики». Однако теперь, утверждает сотрудник театра, все будет по-другому. «Предполагается возвращение к прежней модели, когда публику впускают не только в зал, но и в театр только перед спектаклем», — рассказал он.

Что будет с труппой

«Старая гвардия остается», — рассказал источник в театре, пояснив, что имеет в виду ветеранов труппы, среди которых Майя Ивашкевич и Светлана Брагарник, проработавшие в театре не один десяток лет. Не собираются увольняться и те артисты, которые работали в труппе при Сергее Яшине, возглавлявшем театр до переформатирования в 2013-м — их приглашают на собеседования с Антоном Яковлевым.

«А вот „Седьмая студия“ ушла почти целиком», — уточнил собеседник RTVI. Он пояснил, что имеет в виду учеников курса Кирилла Серебренникова, образовавших после выпуска независимый театр «Седьмая студия», который при формировании «Гоголь-центра» вошел в его структуру. Среди уходящих собеседник назвал Никиту Кукушкина, Семена Штейнберга, Филиппа Авдеева и других молодых учеников Серебренникова. «Не все еще подписали заявления, но оставаться почти никто не собирается — кроме пары артисток, у которых сейчас просто нет экономических возможностей уйти с работы», — добавил сотрудник театра. В интервью МК Яковлев говорил, что начал набор в труппу стажеров — выпускников театральных вузов в возрасте до 30 лет.

Что будет с репертуаром

Дата открытия сезона и планы на будущий репертуар собеседнику RTVI в театре неизвестны. «Мы слышали, что Антон Яковлев собирался показать в октябре-ноябре какую-то премьеру, но даже не знаем, что это будет — и будет ли», —сказал источник. Труппе уже представили нового руководителя, однако на данный момент неизвестна дата сбора с объявлением плана работы в сезоне. В других театрах такие сборы либо уже прошли, как в Театре на Малой Бронной, либо объявлены: так, МХТ объявит свою программу 2 сентября, а 9 сентября — «Школа современной пьесы», где в июне тоже сменился руководитель (место основателя Иосифа Райхельгауза занял кинорежиссер Дмитрий Астрахан).

Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

О репертуарных планах, равно как и о направлениях художественной политики самого Яковлева известно мало. В своих немногочисленных интервью он признавался, что не видел большинство спектаклей «Гоголь-центра», однако после назначения на пост руководителя театра им. Гоголя пересмотрел многие из них на видео. Собеседник RTVI предполагает, что в создавшихся условиях худрук и дирекция хотели бы по крайней мере начать год с некоторых спектаклей «Гоголь-центра», поставленных при Серебренникове и Аграновиче. Однако в это число могут попасть только те постановки, права на текст и сценическое решение которых принадлежат самому театру и были выкуплены у их авторов. Источник не знаком с деталями, но знает, что подобными разрешениями театр им. Гоголя обладает на данный момент далеко не на все спектакли.

«Я видел, как это все [проект «Гоголь-центр»] начиналось, но мне в голову не могло прийти, что я увижу, как все это заканчивается, — сказал RTVI артист, покинувший труппу за некоторое время до смены руководства. — Это были фантастические 10 лет, 10 лет творческой свободы и увлекательной учебы, когда никто не диктовал, а только давал творить и помогал».