17 ноября в США выходят мемуары 44-го президента США Барака Обамы «Земля обетованная» (A Promised Land) — первый из двух обещанных томов. RTVI собрал главные цитаты из книги.
700-страничная «Земля обетованная» — не первая книга Обамы и не первые его мемуары. В 1995 году — то есть за 14 лет до его первого президентского срока — вышла книга «Мечты моего отца: История расы и наследия». В ней Обама рассказал о своей жизни в Гонолулу и Чикаго и до того, как он поступил в юридическую школу в 1988 году. Эти воспоминания переиздали в 2004 году.
There’s no feeling like finishing a book, and I’m proud of this one. In A Promised Land, I try to provide an honest accounting of my presidency, the forces we grapple with as a nation, and how we can heal our divisions and make democracy work for everybody. pic.twitter.com/T1QSZVDvOm
— Barack Obama (@BarackObama) September 17, 2020
Новые мемуары заканчиваются маем 2011 года. За несколько недель до этого Обама раскритиковал Дональда Трампа на встрече с журналистами, которые освещают деятельность Белого дома. Отношения между политиками долгое время были напряженными. В частности, Обама осудил планы Трампа баллотироваться в президенты, а тот требовал от него показать свидетельство о рождении, чтобы официально опровергнуть теорию о том, что 44-й президент США родился не в Штатах, а, следовательно, не имеет права быть их лидером.
За новые мемуары Обамы и его жены Мишель Обамы (они вышли в 2018 году) издательство Penguin Random House заплатило рекордные $65 млн. Когда «Земля обетованная» выйдет на русском, неизвестно. Книгу Мишель Обамы на русском выпустили в 2019 году.
Об опасениях Мишель Обамы за жизнь президента
«Она [Мишель Обама] дала мне ясно понять, что ее опасения по поводу Трампа и его требований предъявить мое свидетельство о рождении, были связаны не с моей политической карьерой, но с безопасностью нашей семьи. „Люди считают, что это все игрушки“, — говорила она мне. „Им плевать, что есть тысячи людей с оружием, которые поверят чему угодно“».
О военных операциях США в Афганистане и Ираке
«В самих войнах в Афганистане и Ираке не было случаев беспорядочных бомбежек или направленных ударов по гражданским, которые часто случались даже в ходе „хороших войн“, таких как Вторая Мировая. И за вопиющим исключением тюрьмы Абу-Грейб, наши солдаты проявили выдающийся уровень дисциплины и профессионализма».
О Путине
«Он похож на местечкового чиновника, но с ядерным оружием и правом вето в Совете безопасности ООН <…> Ничем не выдающийся в физическом плане».
О бывшем президенте Франции Николя Саркози
«Смелый оппортунист, который всегда ходил, выпятив грудь вперед, словно бентамский петух».
О Джо Байдене
«Становился колючим, когда ему казалось, что его не оценивали по заслугам — качество, которое может часто проявляться, когда твой начальник гораздо моложе тебя».
О бывшем губернаторе Аляски Саре Пэйлин
«Через Пэйлин как будто говорили темные духи, которые давно обитали на краях современной Республиканской партии — ксенофобия, антиинтеллекутальность, параноидальные конспирологические теории, антипатия к черным и коричневым».
О том, как при Обаме была выстроена работа Белого дома
«Над каждым событием, встречей, политическим решением за кулисами работали сотни людей или больше. Каждый опубликованный документ подвергался фактчекингу, каждого человека, который приходил на встречи, согласовывали, каждое событие планировалось до минуты, и каждое анонсируемое политическое решение, отполировано до состояния, когда мы уверены, что оно выполнимо, доступно и не несло непредвиденных рисков».
О сотрудничестве с республиканцами
«Казалось, что само мое присутствие в Белом доме спровоцировало панику, которая уже давно существовала, ощущение, что привычный порядок вещей нарушен. Это ровно то, чем воспользовался Дональд Трамп, когда утверждал, что я родился не в США и поэтому не могу быть законным президентом».
О своих чувствах, когда узнал, что получил Нобелевскую премию мира
«За что?».
О значении США в мире
«Те, кто жаловался на роль Америки в мире, все равно рассчитывали на нас, когда нужно было удержать всю систему на плаву».
О бабушке
«Она была причиной, почему я даже в самые свои бунтарские молодые годы ценил четко работающий бизнес, читал финансовые сводки, и почему я не принимал всерьез призывы снести все до основания и построить общество с чистого листа».