Источники RTVI в администрации президента (АП) говорят, что власти не указывали СМИ, как писать про пожар на «суперджете» в Шереметьеве. Собеседник, близкий к АП, сказал, что «попытки регулирования» мог предпринять «Аэрофлот», у которого «многие СМИ на договоре». МЧС вместе с Союзом журналистов России будет учить репортеров, как писать про катастрофы и чрезвычайные ситуации, а для СМИ выпустят методичку.

Кто дозировал информацию

Два источника RTVI в администрации президента говорят, что им неизвестно о том, чтобы для СМИ выпускали какие бы то ни было рекомендации, как освещать катастрофу в Шереметьеве. «У журналистов есть закон о СМИ. Профессиональный человек понимает, что в таких случаях информация должна быть взвешенной и проверенной», — сказал RTVI один из них. Он отрицает, что были какие-то попытки замять аварию, чтобы не омрачать предпраздничное настроение в канун 9 мая.

В соцсетях и телеграмм-каналах обратили внимание на то, как дозировалась первоначальная информация о катастрофе. Так, Следственный комитет сначала заявил лишь об одном погибшем. Государственные СМИ избегали слова «трагедия», употребляли выражения «жесткая посадка» и ЧС и акцентировали внимание на том, скольким пассажирам удалось выжить.

Собеседник, близкий к АП, предположил, что «попытки регулирования» информации мог предпринять «Аэрофлот», которому принадлежал сгоревший лайнер. По его словам, авиакомпания проводит очень активную информационную политику и заключила со многими СМИ договоры по информационному сотрудничеству. В них речь идет не о том, как писать о катастрофах, а о том, как освещать конкретные события, например, спортивные состязания, которые спонсирует «Аэрофлот». Однако тесные экономические контакты влияют.

Собеседник, близкий к руководству Первого канала, не стал комментировать взаимодействие с «Аэрофлотом». При этом он отметил, что «обеспечение безопасности Superjet 100, связанное с попаданием молнии — большой вопрос: знаем и другие примеры, когда подобные ситуации заканчивались менее трагическим образом».

В пресс-службе «Аэрофлота» RTVI сообщили, что «в ближайшее время» ответят на запрос, с какими СМИ сотрудничают в особом порядке и каких принципов придерживаются при освещении чрезвычайных ситуаций. На момент публикации этого материала ответ от компании не поступил.

Методичка для СМИ

«Не секрет, что все крупные компании так или иначе выстраивают работу со СМИ. Дальше, на мой взгляд, все упирается в человеческий фактор», — сказал RTVI первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский. Он отметил, что, когда он руководил питерским телеканалом «Санкт-Петербург», случилась авиакатастрофа над Синаем. «Каждый главред в ответе за свою редакцию. У каждого свои внутренние правила и принципы. Я придерживался убеждения, что не должно быть никаких плясок на костях, что не надо донимать родственников погибших и пострадавших», — говорит он.

TASS_25298602.jpg

Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский Фотография:
Анна Исакова / ТАСС

Сергей Боярский — один из соавторов законопроекта о фейк-ньюс, который предписывает штрафовать журналистов и блогеров за распространение ложной информации (традиционные СМИ частично выведены из-под действия закона). Депутаты мотивировали необходимость таких мер тем, какой резонанс получают трагические события в публичном пространстве. Они напоминали критикам законопроекта о гибели детей при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово в 2018 году, когда появилось много предположений и домыслов, в том числе, панических.

«Любому вменяемому коллеге и так понятно, что в подобных ЧС — главное, особо внимательно проверять информацию, не стремиться опередить Youtube и телеграмм-каналы, авторы которых за свои слова не всегда отвечают», — сказал RTVI глава Союза журналистов России Владимир Соловьев.

Он подтвердил информацию RTVI о том, что СЖР и МЧС в ближайшее время подготовит для СМИ методические рекомендации о том, как освещать чрезвычайные ситуации. Союз получил грант от президента на 6 млн рублей и до декабря организует обучение репортеров основам безопасности при выполнении редакционных заданий в районах катастроф и вооруженных конфликтов. В программе примут участие 60 журналистов и студенты. Для них проведут психологические и правовые тренинги, научат выживать в экстремальных ситуациях и оказывать первую помощь. Обучение будет проводиться на стационарном полигоне МЧС в Ногинске.

С участниками программы обсудят особенности репортажей из районов чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и вооруженных конфликтов. В паспорте проекта говорится, что «сама информация о ЧС обладает травмирующими свойствами и важна корректная ее подача».