В начале сентября стало известно об увольнении с поста директора Института США и Канады РАН (ИСКРАН) Валерия Гарбузова, который публично раскритиковал подход к внешней политике России. Что известно о главном центре российской американистики, который появился в разгар холодной войны, и о его бывшем директоре — в материале RTVI.

Как возник “оазис творческой мысли” в Хлебном переулке

Институт США и Канады носит имя академика Георгия Алексеевича Арбатова. Международник, американист, внешнеполитический консультант советских лидеров от Брежнева до Горбачева стал основателем и первым директором “мозгового центра” под названием Институт по Соединенным Штатам Америки Академии наук СССР. Он был создан постановлением Президиума Академии наук СССР от 8 декабря 1967 года.

Впоследствии Арбатов называл свой институт “оазисом творческой мысли”. Учреждение разместилось в усадьбе Камынина, построенной в XVIII веке в Хлебном переулке и восстановленной после пожара 1812 года. В 1865 году в ней располагалась редакция «Московской газеты», на рубеже XIX- XX веков — частная гимназия, в 1920-х — школа-семилетка рабочей молодежи. Как вспоминал первый директор, в его кабинете поначалу не было никакой мебели, кроме одного поломанного стула с телефоном.

В мемуарах и интервью Георгий Арбатов рассказывал о том, зачем Советскому Союзу понадобился институт американистики.

“ Мы рассуждали просто. В Америке давно существует куча всяких научно-исследовательских центров — советологических, кремлинологических и так далее. У нас ничего такого не было. А исследования по Соединенным Штатам нужны — и ЦК, и МИДу, и Совету министров. Только у КГБ свои специалисты были, но на них даже сам Андропов не полагался”, — рассказывал в 2008 году Арбатов в беседе с Олегом Кашиным* для журнала “Русская жизнь”.

По словам академика, американцы тут же решили, что создан “еще один филиал КГБ”.

“Надо отдать должное тогдашнему американскому послу в СССР Льюэллину Томпсону, который стал активно нас защищать, просто кричал: «Это не КГБ, это действительно научный институт». Томпсон же организовал мою первую поездку в США. Это уже потом я стал ездить в Америку по 3-4 раза в год, а первое время никого не удивляло, что руководитель Института США не был ни разу в Америке”, — вспоминал Георгий Арбатов.

Вот что пишет об институте англоязычная Википедия: “ИСКРАН играл важную роль в процессе принятия советских внешнеполитических решений. Его специалисты отвечали за предоставление советскому высшему руководству объективной информации об экономике, политическом и военном развитии США. В ИСКРАНе также было докторское отделение, которое предоставляло весьма конкурентоспособные стипендии для изучения Америки. Специалисты ИСКРАНа были среди архитекторов советской политики разрядки , а затем помогали советским лидерам в подготовке всех крупных соглашений по контролю над вооружениями с Соединенными Штатами”.

Над чем работал Институт США и Канады

Из открытых публикаций ясно, какие темы советские американисты исследовали для политбюро ЦК КПСС. Это политическое устройство Америки и “социальные язвы империализма”, противостояние с СССР, проблемы ядерной гонки и перспективы разоружения, досье на американских президентов.

Среди авторов были такие мэтры, как личный переводчик Сталина Валентин Бережков, дипломат и ученый Анатолий Громыко (сын министра иностранных дел СССР Андрея Громыко), политический обозреватель Валентин Зорин и сам Георгий Арбатов. Институт переводил и статьи западных аналитиков о глобальной безопасности.

Как менялся ИСКРАН

По словам Георгия Арбатова, советский посол в Канаде предложил ученым заняться еще и этой страной. Так, в 1974 году учреждение стало называться Институтом США и Канады Академии наук СССР. В 1991-м он вошел в состав Российской академии наук.

С тех пор ИСКРАН был реорганизован еще несколько раз. В 2013 году — передан в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО России), а с 2018-го и по сей день находится в структуре Министерства науки и высшего образования России.

ИСКРАН является Федеральным государственным бюджетным учреждением науки. На сайте говорится, что Институт “самостоятельно определяет программу исследований в соответствии со своим Уставом”, а его исследования “носят независимый, внепартийный характер”.

Специалист по Рейгану и американскому консерватизму

Валерий Николаевич Гарбузов — третий директор Института США и Канады РАН после Георгия Арбатова и Сергея Рогова. Он занимал этот пост с 2016 года по 31 августа 2023 года.

Гарбузов родился в 1960 году в Пскове. Он выпускник исторического факультета Псковского государственного педагогического института. В 1990 году окончил аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена, защитил кандидатскую диссертацию на тему “Антивоенное движение в США (1981 — 1988)”. В 2000-м защитил докторскую “”Рейгановская революция”: теория и практика американского консерватизма”.

В первой половине 1980-х Гарбузов работал учителем истории в псковской средней школе №1 — знаменитой бывшей Губернской мужской гимназии. Ее выпускниками до революции были писатели Юрий Тынянов и Вениамин Каверин, старший брат Каверина — знаменитый микробиолог Лев Зильбер, математик Владимир Брадис. Гарбузов нашел уникальные материалы о них, возродив работу школьного музея.

С 1993-го по 2000 год был заведующим кафедрой всеобщей истории в Псковском пединституте, издавал краеведческий журнал “Псков”.

В 1997-1998 годах Гарбузов был на стажировке в США как стипендиат программы Фулбрайта. В Университете Теннесси он изучал материалы об американском консерватизме, президенте Рональде Рейгане и его госсекретаре Александре Хейге.

С 2000 года Гарбузов работал в Институте США и Канады, а также преподавал на факультете мировой политики Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), открытом на базе ИСКРАН. Написал более ста монографий, научных и научно-популярных статей. Член-корреспондент РАН.

Гарбузов подтвердил RTVI, что был уволен вскоре после выхода его статьи “Для самопознания России необходимы знания, а не мифы” в “Независимой газете”.

“Я знаю, что это решение принималось на уровне более высоком, чем министерское”, — рассказал Гарбузов. По словам ученого, против него началась “травля с использованием всех средств, всех ресурсов, прежде всего — на телевидении”.

* внесен в единый реестр иноагентов Минюста России