Немецкие журналисты выяснили, что образец яда, которым отравили Сергея Скрипаля в Солсбери, могли произвести на территории Европы. Оказалось, что образцы «Новичка» в 90-е годы немецкой разведке передал ученый-перебежчик из России (его имя не раскрывают). О том, где в итоге оказался образец «Новичка», — в репортаже Сергея Морозова.
Над масштабным расследованием о яде, которым отравили бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, работали журналисты четырех немецких СМИ. Они впервые смогли объяснить, как отравляющее вещество «Новичок» еще в 90-е годы было похищено из России и оказалось в распоряжении ведущих западных стран.
Репортеры узнали, что у немецкой разведки BND был агент среди российских ученых, который смог раздобыть небольшую дозу «Новичка» и вывезти ее за границу. За это он и его семья получили вид на жительство в Германии. Операция была столь секретной, что знали о ней только несколько человек в немецком руководстве. Но репортеры все же смогли поговорить с участниками событий.
Выяснилось следующее: получив пробирку с ядом, Германия не смогла ее исследовать, потому что еще в 50-е годы подписала конвенцию об отказе от оружия массового уничтожения, — так что образец «Новичка» пришлось переправить в Швецию, где и был выполнен анализ. Из Швеции в Германию отправили только формулу вещества (где теперь сам образец, неизвестно), и уже эту формулу руководство Германии передало своим военным союзникам. Таким образом США, Канада, Великобритания, Франция, Германия и Нидерланды могли сами вырабатывать небольшие количества «Новичка», — хотя бы для того, чтобы разрабатывать противоядие.
Все это случилось еще до того, как беглый ученый Вил Мирзаянов опубликовал секретную формулу «Новичка» в своей книге, — и, вероятно, это объясняет, почему на его откровения Запад реагировал так вяло (формула была давно уже известна всем заинтересованным сторонам). Имя ученого, который тайно увез «Новичок» на Запад, не называется.
Российский разработчик «Новичка» Владимир Углев сегодня сообщил RTVI, что среди сотрудников его лаборатории в Шиханах Саратовской области не было ни одного, кто бы в те годы смог получить загранпаспорт и уехать в Германию. Но, по его словам, в то время образцы «Новичка» направлялись для испытаний в смежные учреждения, так что доступ к веществу имели не только разработчики — круг подозреваемых можно расширить до десятков человек. Тем более, что контроль за материалами в те годы был довольно слабый.
Правительство и разведслужба Германии отказались предоставить журналистам данные о доставке «Новичка» из России, сославшись на секретный характер информации. В правительстве Швеции заявили, что им потребуется время, чтобы ответить, куда делся образец «Новичка», полученный шведской лабораторией. Журналисты утверждают, что после утечки из России пять стран Запада смогли синтезировать у себя небольшие количества «Новичка» для последующих экспериментов. Немецкие журналисты предполагают, что эта информация обрадует Москву, которая давно уже утверждает, что яд, использованный в Солсбери для отравления Сергея и Юлии Скрипалей, могли произвести не в России, а в какой-то другой стране.