4-5 мая глава МИД России Сергей Лавров посетит Индию, где примет участие в заседании Совета министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС). Саммит глав государств-членов ШОС состоится в июле 2023 года в Нью-Дели. Что нужно знать об этой организации — в материале RTVI.
История создания
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — международная структура, основанная в 2001 году. ШОС образовалась на основе действовавшего с 1996 года политического объединения «Шанхайская пятерка», куда входили Казахстан, Китай, Киргизия, Россия и Таджикистан. Основной целью «Пятерки» были сохранение безопасности и обеспечение стабильности вдоль границ. В частности, в 1997 году стороны подписали соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах районах.
Американский политолог Бейтс Гилл в 2001 году в колонке для Брукингского института назвал «Шанхайскую пятерку» «одним из самых интересных, но малоизвестных» многосторонних механизмов в Азии, куда не входят США. «“Шанхайская пятерка” тихо, но неуклонно наращивала свои экономические, военные и дипломатические отношения и стремится представить себя в качестве более жизнеспособного противовеса влиянию США в Центральной Азии», — писал Гилл.
Хотя в Бишкекской декларации 1999 года пятью странами была подчеркнута важность сотрудничества в сфере безопасности (в частности, противодействия международному терроризму, незаконному наркообороту, контрабанде оружия, нелегальной миграции, иной трансграничной преступной деятельности, а также проявлениям сепаратизма и экстремизма), уделяли внимание и другим областям сотрудничества. Так, в декларации стороны поддержали доктрину президента Киргизии Аскара Акаева «Дипломатия Шелкового пути» — «о возрождении его на современном уровне международного сотрудничества в интересах устойчивого экономического развития, укрепления мира и стабильности в регионе».
В ШОС вошли государства «Шанхайского форума» (заменил «Пятерку» годом ранее) и Узбекистан. В 2002 году в Санкт-Петербурге была подписана Хартия ШОС (уставной документ объединения), также была создана Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС ШОС).
Целями организации в Декларации о создании ШОС прописаны укрепление между государствами-участниками доверия, дружбы и добрососедства, поощрение сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях, усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению «нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка».
В 2017 году ШОС расширила состав постоянных членов — в нее вошли Индия и Пакистан. На данный момент в ШОС входят Россия, Индия, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. Иран подписал меморандум о вступлении в ШОС в сентябре 2022 года.
В марте 2023 года президент Беларуси Александр Лукашенко выразил надежду на скорое вступление его страны в состав ШОС — до предстоящего Саммита глав ШОС в Индии. Ранее спецпредставитель президента России по делам ШОС, посол по особым поручениям МИД Бахтиер Хакимов говорил о растущем числе заявок на вступление в ШОС.
Процедура предоставления Беларуси полноправного членства началась в сентябре 2022 года, с 2015 она является страной-наблюдателем, а предшествовавшие пять лет была партнером по диалогу. Помимо Беларуси статус государств-наблюдателей в ШОС имеют Афганистан и Монголия, ранее им обладал и Иран. Партнерами по диалогу ШОС являются девять стран: Азербайджан, Армения, Египет, Камбоджа, Катар, Непал, Саудовская Аравия, Турция, Шри-Ланка.
Структура ШОС
Высший орган ШОС — Совет глав государств (СГГ). Лидеры государств ШОС встречаются ежегодно: последний раз такой саммит проходил в сентябре 2022 года в Самарканде. Тогда лидеры впервые за три года встретились очно. Президент России Владимир Путин также лично принял участие в заседании Совета.
Подробнее о Саммите глав государств ШОС-2022 — в материале RTVI.
Советы глав правительств (СГП) и министров иностранных дел (СМИД) также собираются каждый год. В фокусе внимания глав правительств — стратегия многостороннего сотрудничества и утверждение ежегодного бюджета организации. Кроме того, функционируют совещания руководителей министерств и ведомств, а также Совет национальных координаторов (СНК). Постоянно действующие органы ШОС — Секретариат ШОС и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры.
Для расширения экономического сотрудничества в 2006 году была создана неправительственная структура ШОС — Деловой Совет, секретариат которого расположен в Москве. С 2005 года функционирует Межбанковское объединение (МБО) ШОС в качестве механизма финансирования и банковского обслуживания инвестиционных проектов, в состав МБО входит Внешэкономбанк России.
Сферы сотрудничества
Сотрудничество в рамках ШОС является одним из приоритетных направлений внешней политики России. Отдельное внимание формату уделено в недавно утвержденной новой концепции внешней политики, в которой говорится о важности укрепления «потенциала и роли ШОС в обеспечении безопасности в Евразии» и содействия «ее устойчивому развитию». Президент России Владимир Путин в рамках своего выступления в Самарканде в 2022 году отметил, что «ШОС на сегодня — крупнейшая в мире региональная организация», которая «не стоит на месте и продолжает поступательно развиваться, наращивать свою роль в решении международных, региональных проблем, в поддержании мира, безопасности и стабильности на всем обширном евразийском пространстве».
Глава МИД России Сергей Лавров в свою очередь заметил в январе 2023 года, что в рамках контактов по линии ШОС, БРИКС, СНГ, ЕАЭС, в сотрудничестве с объединениями Азии, Африки, Латинской Америки Россия «всячески старается выстраивать новые формы взаимодействия, чтобы не зависеть от Запада».
- Борьба с терроризмом
Одним из первых подписанных участниками документов стала Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, что указывает на доминирующий фактор сотрудничества в рамках ШОС. Несмотря на особое внимание к темам безопасности, ШОС все же нельзя назвать военным альянсом как НАТО.
«ШОС описывается в западных СМИ как оборонный альянс наподобие НАТО, который противостоит Западу и США. Однако это не оборонный альянс, а, скорее, форум для сотрудничества , который затрагивает в том числе вопросы политики безопасности», — отмечает старший научный сотрудник Датского института международных исследований (DIIS) Ларс Эрслев Андерсен.
Старший аналитик британского аналитического центра Overseas Development Institute (ODI) Эльвира Мами считает, что ШОС все больше становится экономическим союзом. «Хотя многие наблюдатели называют ШОС просто антинатовским блоком, функционирующим как часть слабой многосторонней структуры — в основном из-за различных внутренних разногласий — ШОС удалось расширить сферу своей деятельности, особенно в отношении внутрирегиональной торговли и инвестиций», — пишет эксперт.
- Экономическое сотрудничество
Размер экономик стран-членов ШОС составляет около 30% мирового ВВП, а на их территории проживает примерно 40% населения мира. Как отмечало китайское издание Global Times, с 2001 по 2021 год совокупный ВВП стран-членов организации вырос почти в 13 раз. Общий объем внешней торговли государств-участников ШОС по состоянию на 2021 год составил $6,6 трлн, что в 100 раз больше, чем в 2001 году.
Одним из важных экономических проектов для стран ШОС стала китайская инициатива «Один пояс — один путь» (ОПОП). Проект предполагает «возрождение» исторического Шелкового пути из Азии в Европу, интеграцию и развитие регионов путем создания масштабной инфраструктуры.
«Участие в реализации инициативы «Один пояс и один путь» позволяет странам ШОС сопрягать также стратегии национального социально-экономического развития — со стратегией регионального и глобального развития. <…> Пояс и путь, согласно мнению экспертов, может выгодно связать платформы ШОС, АСЕАН, ЕАЭС и Европейского Союза в единую региональную территорию процветания», — заявил в 2019 году генсек ШОС Владимир Норов.
О данной инициативе рассказывали в материале RTVI.
- Энергетический клуб ШОС
В 2006 году Россия инициировала создание Энергетического клуба ШОС. Сегодня в условиях трансформации глобального энергетического рынка, «вопрос о повышении роли Энергетического клуба ШОС в управлении энергетическими процессами на различных уровнях стоит остро как никогда”, пишет в колонке для клуба «Валдай» профессор НИУ ВШЭ Шамиль Еникеев.
«Участие таких ключевых членов Организации стран—экспортёров нефти (ОРЕС), как Саудовская Аравия и Иран в деятельности ШОС и их недавнее решение о возобновлении двусторонних дипломатических отношений может поспособствовать превращению Энергетического клуба ШОС в глобального игрока, представляющего из себя дополнительную стабилизирующую силу на международном нефтяном рынке, — отмечает эксперт. — Это становится особенно актуально в условиях, когда страны — члены «Большой семёрки» пытаются изменить рыночные механизмы формирования цен на нефть в свою пользу через установление искусственных ценовых потолков на энергоресурсы».
- Взаимодействие в культурно-гуманитарной сфере
Согласно Хартии ШОС, культурно-гуманитарное сотрудничество — один из ключевых приоритетов взаимодействия в рамках формата. Как отмечают в организации, каждый 9-ый объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО находится на территории ШОС.
Необычным является существование Университета ШОС как сети уже существующих университетов в государствах-членах, а также странах-наблюдателях и азиатский аналог Единого Европейского Образовательного Пространства. Как отмечается на сайте структуры, «в настоящий момент создание полноформатного Университета ШОС представляется преждевременным» по ряду причин, среди которых — отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов и сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования.
Внутренние противоречия
Несмотря на более 20 лет совместной работы и расширение формата, внутри ШОС достаточно противоречий. Они начинаются с банального языкового вопроса: пока еще рабочими языками организации признаны русский и китайский, хотя в 2022 году обсуждался вопрос о третьем — английском. «Работаем над тем, чтобы английский официально стал одним из рабочих языков ШОС», — сказал в сентябре 2022 года Бахтиер Хакимов.
Более серьезной внутренней проблемой является цели участия в организации. Ряд экспертов отмечают общее желание стран ШОС создать некий противовес политике США в регионе. При этом, как писал в 2017 году Александр Габуев в статье для Фонда Карнеги*, с момента основания организации Китай видел в ней «испытательный полигон, возможность продвигать свои интересы на многосторонней площадке, где он — сильнейший, но не единственный сильный игрок», в то время как в Москве опасались, что Китай «будет использовать зону свободной торговли и банк развития для продвижения собственных интересов и расширения своего влияния в Средней Азии в ущерб России».
Наконец, никуда не уходят противоречия между отдельными странами-членами ШОС. Например, по-прежнему не разрешен пограничный конфликт между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном (территория Кашмира). Неоднозначным остаются отношения с Афганистаном, который де-юре является страной-наблюдателем, но новое правительство движения «Талибан»** пока еще не признано ни одной страной ШОС.
* включен в единый реестр иноагентов Минюста России
** запрещенная в России террористическая организация