Российский парламент обсудит ответные меры после законодательного запрета российской музыки в украинском медиапространстве. RTVI разбирался, как могут выглядеть такие меры и каково положение с украинской музыкой в российском эфире сейчас.
«Это будет не закон, а рекомендация»
Комитет Госдумы по культуре обсудит возможность создания «черного списка» украинских исполнителей для контроля их гастролей и участия в теле- и радиоэфире, рассказала RTVI первый зампред комитета по культуре Елена Драпеко.
По словам депутата, до сих пор эта тема не поднималась в стенах парламента, однако ее обсуждение начнется на одном из ближайших заседаний комитета по культуре.
«Я подниму эту тему на комитете. Я считаю, что должен быть список украинских музыкантов, которым запрещено работать в России. Это не закон, это делается как рекомендация. Я думаю, что музыканты, которые поддерживают украинские войска, не должны гастролировать по России и звучать в эфире», — говорит Драпеко.
По мнению первого зампреда комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Ющенко, законодательно урегулировать ротацию украинских исполнителей в эфире не получится — это должна быть гражданская позиция владельцев радиостанций.
Верховная Рада 19 июня приняла закон, по которому на Украине запрещается публичное воспроизведение на телевидении и в радиоэфире, а также выступления российских музыкантов. RTVI подробно писал об этом.
«Я не думаю, что [надо] уподобляться Украине и поступать так же, инициировать зеркальные меры. Думаю — что Украина не пример для подражания», — сказал RTVI Ющенко.
«Ограничения в данной сфере бессмысленны»
«Не думаю, что какие-то законодательные запреты могут появиться в этой области. Наши официальные лица неоднократно прямо и четко артикулировали позицию, что русские и украинцы — один народ, — рассказал RTVI генеральный директор «Европейской медиагруппы» Роман Емельянов. — Поэтому какие-либо ограничения в данной сфере просто бессмысленны. И тренда на “отмену” в России культуры или артистов какой-либо зарубежной страны я [в России] не наблюдаю».
Емельянов полагает, что в случае с украинскими артистами работает не цензура, а обычный механизм рыночного спроса. «У нас нет и не может быть “черных списков”, так как при формировании эфира мы, в первую очередь, ориентируемся на вкус аудитории, который наиболее точно помогают понять специальные маркетинговые исследования, — рассказывает он. — Радиорынок больше других ориентирован на потребителя, на его интересы и запросы — если песня не нравится слушателям, они тут же переключают частоту. Резкие заявления ряда украинских исполнителей стали одной из причин снижения интереса к их творчеству. Уже по этой причине они не могут попасть в ротацию».
По-другому подошли к этому вопросу конкуренты ЕМГ из «Русской медиагруппы». В феврале холдинг выпустил заявление о «приостановке сотрудничества» с рядом украинских музыкантов. Среди них были перечислены Иван Дорн, Макс Барских, «Потап и Настя», Монатик, DOROFEEVA, Светлана Лобода, ALEKSEEV и Вера Брежнева. Причиной прекращения сотрудничества стали «резкие высказывания музыкантов в адрес России и коллег по сцене на фоне обострившихся отношений между Россией и Украиной», а также «надменное, презрительное отношение музыкантов к российским слушателям при высказывании своей политической позиции».
RTVI последовательно проверил всех перечисленных «Русской медиагруппой» украинских артистов через сервис Moskva.FM, занимающийся мониторингом песен в столичном радиоэфире. Ни один из украинских артистов из «списка РМГ» в московском эфире в течении последних двух недель июня не звучал. При этом, например, песни группы «Бумбокс», лидер которой Андрей Хлывнюк присоединился к частям теробороны, а затем и ВСУ, судя по данным Moskva.FM, звучат на «Милицейской волне» и на «Такси FM». Однако не очень часто — сервис насчитал всего несколько ротаций в неделю. Пресс-службы этих радиостанций не ответили на звонок RTVI.
Артист имеет право запретить ротацию своих песен на радиостанциях, но лишь в судебном порядке, рассказал RTVI сотрудник программной дирекции одной из московских станций. Он добавил, что ему неизвестно о подобных шагах со стороны украинских артистов. «А до тех пор, пока судебный запрет не наложен, любая радиостанция может ставить песню в ротацию, делая отчисления через общества по коллективному управлению правами», — пояснил собеседник RTVI.
«Спрос на украинскую музыку просто исчез»
«Количество артистов сегодня очень велико, громкие хиты появляются часто, а любая освободившаяся ниша мгновенно занимается другими музыкантами, — объясняет положение дел Емельянов. — Поэтому никакой особой разницы между тем, что звучало до и после февраля 2024 года нет».
С ним согласен топ-менеджер одной из музыкальных компаний, попросивший об анонимности. «Спрос на украинскую и украиноязычную музыку просто исчез, — говорит он. — Радиоэфир ограничен 24 часами в сутках в отличие от стриминговых платформ. Поэтому на место выбывших моментально приходят другие. Так, уже очевидно, что выбывшую Светлану Лободу сейчас заменяет работающая в той же стилистике Алена Асти». По словам собеседника RTVI, еще несколько лет назад ситуация была другой. Последним крупным успехом украинской музыки он называет вышедший в 2018 году трек «Плакала» украинской певицы Казки — она даже получила премию канала RU.TV.
«До 2014 года украинские артисты стремились на русский рынок, и успех в России сильно интересовал их — родная страна не могла предоставить им такого количества ротаций и корпоративов», — вспоминает собеседник RTVI, подчеркивая, что украинский рынок поп-музыки был сильно интегрирован с российским. Он отметил, что это было не только в плане потребления, но и в плане производства: «Достаточно посмотреть на то, что делали в Киеве те же братья Меладзе».
Все изменилось после 2014 года, когда был присоединен Крым и начались столкновения в Донбассе. Собеседник RTVI назвал этот процесс «сепарацией»; многие украинские артисты решили больше не пытаться завоевать российский рынок. Для них эта ситуация оказалась болезненной, считает он, так как отказавшись от претензий на эфиры и концерты в России, они повернулись к Западу, где «все ниши оказались заняты». Тем не менее, он полагает, что в других странах мира интерес к украинским исполнителям может повысится на волне сочувствия, а кто-то из них сохранил и экономические связи. «Те, кто писал песни на заказ, продолжают это делать», — отметил собеседник RTVI.
«Аэростат» БГ пропал из эфира
В «списке РМГ» присутствует также два российских коллектива — «Аквариум» и «#2маши». Однако на других радиостанциях остаются в ротации российские музыканты, выступающие против «спецоперации». «И “Машина Времени”, и Макс Покровский с “Ногу свело”, и “Аквариум”, прекрасно звучат на самых разных волнах, не говоря уже о ДДТ», — говорит собеседник RTVI. Отсутствие проблем с эфирами песен подтвердил RTVI пресс-секретарь «Машины времени» Антон Чернин.
Правда из российского эфира исчезла программе о редкой музыке «Аэростат», которую вел Борис Гребенщиков. Он предложил ее «Нашему радио», однако после возмущенных писем от слушателей радиостанция решила отказаться от этого предложения, пишет телеграм-канал «Медиастанция» со ссылкой на основателя станции и ее бывшего генпродюсера Михаила Козырева. Это связывают с участием БГ в фестивале Sound of Peace в Берлине, где для помощи Украине были собраны €12 млн. По информации Козырева, именно по этой причине «Аэростат» в 2022 году перестал выходить на радио «Россия», где программа просуществовала 17 лет.
Дмитрий Никитин, Андрей Лисицин