Лидер партии «Еш атид» и министр иностранных дел «правительства перемен» Яир Лапид стал новым премьером Израиля. Парламентарии сумели до конца недели утвердить закон о самороспуске и назначить точную дату очередных внеочередных выборов. Трехмесячная избирательная кампания обойдется Израилю примерно в $880 млн, но похоже, ни политиков, ни граждан это не смущает. Как минимум и те, и другие объясняют предстоящий поход на избирательные участки неизбежностью того, что коалиция должна быть устойчивой и сильной.
Год и две недели — ровно столько продержалась «коалиция перемен». Финальные дни ее работы стали яркой выжимкой этого короткого, но насыщенного срока. На роспуск парламента у израильских политиков ушло почти две долгих и очень эмоциональных недели. Обе стороны: коалиция и оппозиция — пытались напоследок договориться о принятии важных для себя законов. Но предметом торга стала даже дата голосования: 25 октября или 1 ноября.
«Сегодня происходит потрясающая ситуация, нестандартная для Израиля. Поскольку ультраортодоксальные партии требуют провести выборы именно 25 числа, когда им удобно — ученики йешив еще не возвращаются в йешивы, — то Нетаньяху фактически задерживает роспуск парламента, пытаясь добиться даты выборов, более удобной для ультраортодоксальных партий», — сказал министр строительства Израиля Зэев Элькин.
Оппозиция намеревалась создать альтернативную коалицию в рамках действующего Кнессета. Для этого ей нужны были две составляющие: время и голоса перебежчиков. Как выяснилось, одно зависит от другого. Ушедший из партии премьера Беннета «Ямина» Нир Орбах всячески затягивал парламентскую экспертизу законопроекта о роспуске. Без вердикта комиссии под его руководством документ не мог быть вынесен на пленарное заседание Кнессета. Впрочем, по словам другого соратника Беннета по партии «Ямина» Абира Кары, в обоих лагерях понимали: шансы избежать выборов невелики.
«У Нетаньяху же большинства нет. Он не смог создать правительство несколько раз. Когда-то и мы, „Ямина“, были с ним. Тогда было 59 мандатов против 61, и у Нетаньяху все равно не было правительства. Даже сейчас, когда мы видим весь этот „фестиваль“ вокруг нас. Нетаньяху предпринял беспрецедентные усилия, чтобы развалить правительство и пойти на выборы, и тут внезапно выясняется, что он уже не хочет идти на выборы. Они, действительно, никому не нужны. Нам нужно было раньше задаваться вопросом сохранения нынешней широкой коалиции», — отметил депутат Кнессета, партия «Ямина» Абир Кара.
Работу «правительства перемен» оппозиция называет «экспериментами над страной». Сами же министры и депутаты от коалиции убеждены, что им удалось в корне изменить систему.
«Показатели в 4% инфляции — это лучший показатель среди всех развитых стран мира. У нас бюджетный дефицит сегодня 0%. То есть мы погасили бюджетный дефицит за один год. Плюс мы провели масштабные реформы, которые годами обещали русскоязычным избирателям. Это добавки социального плана. Люди, пережившие холокост, получили почти на 60% больше ежегодное пособие. В конце концов, даже посмотрите на проблему жилья. Да, проблема жилья существует в Израиле. Годами цены на недвижимость в Израиле росли, но то, что было сделано за минувший год, это 79 тысяч разрешений на строительство нового жилья при среднегодовом показателе предыдущего правительства не менее 40 тысяч. Мы, действительно, пытались решить многие проблемы, которые годами не решало предыдущее правительство», — подчеркнул вице-спикер Кнессета Евгений Сова.
Коалиционные депутаты и министры сходятся в одном: конец можно было отсрочить — помешали разногласия, которые использовала оппозиция. Еще в начале недели лидер «Ликуда», согласно опросам, не мог собрать парламентское большинство на следующих выборах. Но вдруг подтвердились давние слухи: Нафтали Беннет объявил о временном уходе из политики. Его место у руля партии «Ямина» займет Айелет Шакед. Пресса давно обсуждала ее желание вернуться под крыло Нетаньяху. С ней блок бывшего премьера набирает 63 мандата — впервые за последние четыре года. Депутаты от «Ликуда» сдержанно ликуют.
«Это правительство — в прошлом. Я верю, что через четыре месяца мы громогласно вернемся. Нет сомнений, что на этот раз израильское общество не останется равнодушным и пойдет на избирательные участки», — заявил депутат Кнессета, партия «Ликуд» Эли Коэн.
В итоге на избирательные участки израильтяне пойдут 1 ноября. Это стало известно лишь утром 30 июня, когда закон о роспуске прошел второе и третье чтения. Из-за споров о строительстве метрополитена в Тель-Авиве и финансировании избирательных кампаний депутаты сорвали все дедлайны, ими самими установленные.
За последние рабочие сутки Кнессета 24-го созыва к закону о роспуске внесли 12 тысяч поправок. Разобраться более оперативно «правительству перемен» удалось лишь с передачей премьерских полномочий главе МИД Яиру Лапиду. Без прессы в присутствии жен и детей премьер приходящий поблагодарил премьера уходящего.
«Я работал со многими премьерами, многих премьеров знал. Ты хороший человек, отличный премьер и хороший друг. Это не церемония прощания, ведь я не собираюсь с тобой расставаться», — премьер Израиля Яир Лапид.
Официально в должность премьера Израиля Яир Лапид вступил спустя полдня — в полночь с 30 июня на 1 июля. Вслед за самым затяжным роспуском парламента в истории еврейское государство ждет самая продолжительная предвыборная кампания: впереди 123 дня настоящей политической битвы.