В Варшаве прошла встреча министров внутренних дел Польши, Латвии, Литвы и Эстонии. Они согласовали механизм одновременного закрытия границ с Беларусью на случай попыток диверсий со стороны ЧВК «Вагнер». Об этом постоянно говорят первые лица Польши в преддверии парламентских выборов, намеченных на 15 октября. Впервые они пройдут на фоне вооруженного конфликта в соседнем государстве. Как украинский конфликт повлиял на политическую ситуацию в Польше, зачем там решили искать «агентов Кремля» и кто осенью будет бороться за власть в республике, разбирался RTVI.

О чем договорились министры в Варшаве

Как сообщает Reuters, Польша, Латвия и Литва в понедельник, 28 августа, договорились полностью закрыть свои границы с Беларусью, если там произойдет «критический инцидент» с участием бойцов группы «Вагнер». Об этом заявил министр внутренних дел Польши Мариуш Каминский. Хотя Эстония непосредственно не граничит с Беларусью, представитель Таллина также присутствовал на встрече, чтобы быть в курсе действий партнеров по НАТО и ЕС.

«Мы требуем от властей в Минске, чтобы группа «Вагнер» немедленно покинула территорию Беларуси и чтобы нелегальные мигранты немедленно покинули пограничную зону и были отправлены обратно в свои родные страны, — заявил Каминский на совместной пресс-конференции с коллегами. — Если произойдет критический инцидент — будто то на польско-белорусской или польско-литовской границе — мы немедленно примем ответные меры. Все пограничные переходы, которые оставались открытыми до сих пор, будут закрыты».

В Польше и странах Балтии не скрывают, что «все больше беспокоятся о безопасности своих границ с тех пор, как сотни российских закаленных в боях бойцов «Вагнера» прибыли в Беларусь по приглашению президента Александра Лукашенко», пишет Reuters. Коме того, по данным агентства, в белорусском приграничье в последние месяцы снова наблюдается скопление мигрантов с Ближнего Востока и из стран Африки, которые пытаются прорваться в ЕС. В Варшаве, Риге и Вильнюсе уверены, что это дело рук белорусских властей, которые тем самым хотят спровоцировать политический кризис у соседей. В Минске, разумеется, все отрицают.

Czarek Sokolowski / AP

Участники встречи пояснили, что граница может быть закрыта в двух случаях. Первый — «вооруженный инцидент на границе одной из стран, представляющий серьезную угрозу национальной безопасности». Второй — «массовый прорыв мигрантов через границу одного из государств». В этом случае прекратятся все сообщение, включая грузовые перевозки.

Польша в этом году уже закрыла все КПП на границе с Беларусью (кроме одного) после приговора, вынесенного Гродненским судом журналисту польского происхождения Анджею Почобуту, и высылки нескольких польских дипломатов.

Что польские политики говорят о безопасности

Тема «агрессии со стороны России», а также ее главного союзника — Беларуси — постоянно звучит в речах первых лиц Польши. В конце июля премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий впервые заявил о возможном выдвижении к польской границе примерно сотни участников ЧВК «Вагнер» с белорусской территории. По его сведениям, они якобы собирались просочиться в Польшу в районе Сувалкского коридора под видом мигрантов или же запустить туда других нелегалов (президент Беларуси Александр Лукашенко отрицает такие намерения).

Затем министр обороны Мариуш Блащак распорядился усилить на польско-белорусской границе армейскую группировку и перебросить туда боевые вертолеты. По его словам, пилоты «без колебаний» откроют огонь на поражение в случае обострения.

Одновременно Блащак нахваливает построенную в 2022 году стену на границе с Беларусью. Она как раз была возведена для защиты от африканских и ближневосточных мигрантов. Теперь, по мнению властей, стена также поможет защитить поляков от «новых угроз с Востока». Вопрос о сохранении забора даже вынесли на референдум, который пройдет в Польше одновременно с выборами 15 октября.

Дональд Туск высмеял инициативу правящей партии. По его мнению, заграждение высотой 5,5 м и длиной 186 км абсолютно бесполезно — как и другие популистские меры правительства. Туск даже обвинил правых в тайном союзе с российской ЧВК. «Похоже, что ПиС ищет помощи у вагнеровцев из-за страха перед выборами», — написал оппозиционер в твиттере 30 июля. Правда, его слова мало кто воспринял всерьез, зато польские СМИ отметили, что нынешняя кампания проходит «как никогда эмоционально».

На фоне вооруженного конфликта на Украине министерство обороны Польши распорядилось удвоить численность армии и закупило военную технику на миллиарды злотых. Если программа будет реализована, то уже в течение пяти — десяти лет у Польши появятся более крупные и боеспособные сухопутные силы, чем у бундесвера Германии — страны, чья экономика в пять раз превышает польскую, отмечает The New York Times.

Ровно за два месяца до выборов, 15 августа, в столице Польши состоялся парад, на котором было продемонстрировано новейшее вооружение. В этот день республика отмечает День Войска Польского, приуроченный к «чуду на Висле» — битве под Варшавой в 1920 году, остановившей наступление Красной армии в советско-польской войне. Но последние шесть лет парады в Польше не проводились.

«Предвыборный» парад стал крупнейшим в современной истории страны. Зрелище с участием 2000 военнослужащих Польши и союзников по НАТО, 200 единиц техники (включая танки Abrams и реактивные установки Himars) и 92 самолетов транслировали в прямом эфире.

Czarek Sokolowski / AP

«Парад — это шанс для польского правительства укрепить имидж своих вооруженных сил. Ставка, очевидно, делается на то, что избиратели впечатлятся современным вооружением и отдадут «ПиС» свой голос», — отмечает Deutsche Welle*. Опрошенные изданием эксперты признают: смотр войск был также сигналом Москве.

Польша входит в число наиболее активных сторонников военной помощи Украине среди стран НАТО. Варшава надеется в 2023 году довести траты на оборону до показателя 4% от ВВП, а в конце июля минобороны отчиталось, что Польша оказала Украине военную помощь на €3 млрд.

Польша, в частности, сразу же направила ВСУ большую часть своих запасов советских танков Т-72, которыми украинские войска могли управлять без дополнительной подготовки, писала The New York Times. «Польша имеет общую границу с Западной Украиной протяженностью более 500 км , и до 90% всей военной и гуманитарной помощи Западного альянса украинцам проходит через гражданский аэропорт близ Жешува — небольшого города на юго-востоке Польши», — отмечает издание.

Еще недавно Брюссель критиковал Варшаву за реформу, которая упразднила независимость судей в стране. В 2021 году Суд ЕС даже заморозил выделение полякам €35 млрд из Европейского фонда борьбы с пандемией. Однако солидарность с Киевом превратила Польшу «в политического и морального лидера в Европе», заключает NYT.

Кто борется за власть Польше

Парламентские выборы в сейм и сенат Польши пройдут 15 октября. Главная битва развернется за нижнюю палату парламента — от ее исхода зависит состав нового правительства. За властью борются две главные политические силы.

  • «Право и Справедливость» («ПиС»)
  • статус: правящая партия (194 из 460 мест в Сейме)
  • за что выступают: консерватизм, традиционные ценности, запрет абортов и однополых браков, ужесточение миграционной политики, умеренный евроскептицизм, перевооружение армии, повышение госрасходов на помощь малоимущим, снижение налогового бремени.

Крайне правая «ПиС» бессменно находится у власти с 2015 года и хочет остаться на третий срок. Это типичные европейские консерваторы, близкие по духу венгерской «Фидес» Виктора Орбана, французскому «Национальному объединению» (бывший «Нацфронт») Марин Ле Пен и немецкой «Альтернативе для Германии» (АдГ). Разве что, в отличие от АдГ или сторонников Ле Пен, польские националисты выступают категорически против любых контактов с Москвой — как, впрочем, и почти все польские партии сегодня.

Во внутренней политике правая «ПиС» ратует за «особый путь» Польши, все беды видит в мигрантах, ЛГБТ и евробюрократии. Во главе партии уже двадцать лет стоит Ярослав Качиньский, который вновь ведет ее на выборы. В 2006-2007 годах он был премьер-министром при президенте Лехе Качиньском — своем брате-близнеце, погибшем в авиакатастрофе под Смоленском. Сегодня 74-летний вице-премьер по-прежнему считается одним из самых влиятельных политиков Польши.

  • «Гражданская платформа» (с 2018 года входит в «Гражданскую коалицию»)
  • статус: оппозиция (106 из 460 мест в Сейме)
  • за что выступают: умеренный консерватизм, либерализм, укрепление связей с ЕС, приватизация и демонополизация, постепенное повышение пенсионного возраста, введение «бабушкиных выплат» по уходу за внуками для трех лет, упрощенное налогообложение для бизнеса.

Правоцентристская «Гражданская коалиция» — главный соперник «ПиС». Ее возглавляет лидер оппозиции Дональд Туск. Основанная им в начале «нулевых» партия «Гражданская платформа» в 2007 году впервые обошла «ПиС», и Туск с триумфом выбил Качиньского из премьерского кресла, а потом остался на второй срок.

В 2014-м Туск добровольно ушел с поста премьера — политика поманили брюссельские коридоры. Сначала он стал президентом Европейского совета, затем председателем Европейской народной партии в Европарламенте. Без Туска «Гражданская платформа» в 2015 году проиграла выборы в Сейм. Но теперь политик вернулся в Варшаву, чтобы вновь бросить вызов своему давнему сопернику Качиньскому и попытаться добиться «демократических перемен».

Что предсказывают опросы

Фаворитом парламентской гонки остается «ПиС», а их главный козырь — доступ к госбюджету. Этим летом Ярослав Качиньский и его соратники активно устраивают «семейные пикники» с попкорном и полевой кухней, на них избирателям сулят бесплатные лекарства и прибавку к детским пособиям. При этом в стране растет инфляция, и на ее фоне оппозиция начала сокращать отставание от правящей партии.

Политик Ярослав Качиньский
Czarek Sokolowski / AP

Еще в начале 2022 года никто не сомневался в победе правых. Тогда, по данным службы Poll of Polls американского издания Politico , «ПиС» опережала «Гражданскую коалицию» с 10-процентным преимуществом: 36% против 26%. Но к концу июля 2023 года за главную оппозиционную партию готовы были проголосовать уже 30% поляков (у «ПиC» — пока все те же 36%).

Правда, согласно нынешним раскладам, ни «Право и справедливость», ни «Гражданская коалиция» не получают парламентское большинство. Обеим партиям уже сейчас приходится думать о возможных партнерах по коалиции.

В теории Туск мог бы создать коалицию с «Левицей» (9%) и с демократическим альянсом «Третий путь» (9%). В него входит либеральная партия «Польша 2050» независимого кандидата и популярного телеведущего Шимона Холовни (на последних президентских выборах он пришел третьим, чем всех удивил) и аграрии из Польской крестьянской партии — давние союзники Туска.

Шанс Качиньского — заручиться поддержкой ультраправой «Конфедерации свободы и независимости» (13%). Это разношерстный союз националистов, монархистов, ревностных католиков, евроскептиков и сторонников теорий заговора.

Среди самых эпатажных представителей «Конфедерации» — депутаты Януш Корвин-Микке и Гжегож Браун. Первый прославился сентенцией о том, что женщины «от природы глупее мужчин» и потому должны получать меньше (за это его самого лишили зарплаты в Европарламенте), а второй называл Евросоюз «евроколхозом», отрицал пандемию ковида и предрекал главе польского минздрава «повешение на фонаре».

У «ПиС» и «конфедератов» много общего — обе партии воюют с мигрантами и «ценностями либерального Запада», но есть между ними принципиальное разногласие — по Украине. «Конфедерация» ставит под вопрос военную помощь Киеву, а еще это единственная политическая сила во всей Польше, которую подозревают в пророссийских симпатиях.

Зачем в Польше ищут «агентов Кремля»

Что для Качиньского, что для Туска никакое сближение с Москвой сейчас невозможно. Однако перед выборами Качиньский пытается выставить либерала Дональда Туска «агентом Кремля».

Доказать это предстояло государственной комиссии по борьбе с российским влиянием. Она должна была заработать этой осенью как раз перед выборами. Искать политиков, попавших под влияние Москвы, надлежало среди польских официальных лиц начиная с 2007 года — как раз тогда к власти пришел Туск.

Туска обвиняют в «сговоре» с Москвой, в частности, из-за подписания долгосрочных газовых контрактов в 2010 году. Недаром закону о создании госкомиссии дали неофициальное прозвище «Lex Tusk», то есть «закон Туска», с помощью которого Качиньский собирался устранить лидера оппозиции.

Польские националисты не только обвиняют лидера «Гражданской коалиции» в связях с Москвой, но еще и называют «пособником» Германии и брюссельской бюрократии. В «ПиС» не устают повторять о стремлении Берлина и Евросоюза «подчинить себе Польшу» — разумеется, руками Туска. «Туск равно Германия. За всю свою сознательную политическую жизнь господин Туск сделал больше хорошего для Германии, чем для Польши», — убеждал сограждан премьер Польши Моравецкий.

Изначально законодатели «ПиС» наделяли комиссию неограниченными полномочиями. «Агентов Кремля» предполагалось на десять лет лишать права распоряжаться бюджетными средствами. По сути, это означало запрет занимать любые государственные должности, а значит и Туск не смог бы вновь возглавить правительство.

Однако под градом критики законопроект отозвали на доработку, и его репрессивная часть была смягчена, а позднее стало известно, что госкомиссия не успеет приступить к работе до выборов. Таким образом угроза стать «агентом Кремля» для Туска временно снимается.

* Издание внесено Минюстом России в реестр СМИ, выполняющих функцию иностранного агента