19 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указы о роспуске нижней палаты Парламента (Мажилиса) и прекращении полномочий региональных депутатов. Теперь в стране пройдут внеочередные выборы. Глава республики объяснил это логикой конституционной реформы, по итогам которой Казахстан перешел на «новые, более справедливые и конкурентные правила формирования представительной ветви власти». RTVI узнал у экспертов, зачем Токаеву обновлять парламент.

В Мажилисе — нижней палате парламента Казахстана — 107 человек. Теперь их будут избирать по-новому: 70% депутатов — по партийным спискам, при барьере 5% голосов вместо 7%; еще 30% депутатов будут избирать по одномандатным округам. Кроме того, по смешанной системе 50 на 50 пройдут выборы в региональные парламенты (маслихаты).

Внеочередные выборы — это закономерная часть этапа реформ, которые начались в Казахстане после протестов и беспорядков в январе 2022 года, считают эксперты.

«Это естественный этап в том процессе, который объявил президент Токаев, переизбравшись и получив легитимность отличную от той, что у него была как у преемника Назарбаева. Главное, что он объявил очень амбициозную программу вообще — политическая перезагрузка всего Казахстана. <…> Токаев решил, что страна готова к серьезным изменениям», — рассказал RTVI политолог, эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов.

Таким образом представительная власть «привлечет к себе активных общественных деятелей, политиков, которые не связаны с формальными партиями, и отражают реальные интересы тех или иных групп, считает профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев. В этом плане парламент должен стать более дееспособным и создавать некий баланс сил относительно правительства, относительно администрации президента и региональных групп влияния, полагает он.

Alexei Filippov / AP

Должно произойти не только номинальное, но и идеологическое обновление. Новые партии будут конкурировать с существующими и продолжат создание нового Казахстана. По словам старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Станислава Притчина, примеры этого уже есть: «Недавно была зарегистрирована партия «Respublica» она состоит из бизнесменов молодых, активных, и будет основным конкурентом партии крупного капитала «Ак Жол», которую связывают со зятем Нурсултана Назарбаева Тимуром Кулибаевым».

Обновление парламента может стать завершением процесса так называемой окончательной отвязки от Назарбаева, которую Токаев начал еще в 2022 году, считает Станислав Притчин. В течение года были отменены все гарантии Нурсултана Назарбаева как первого президента, которые были прописаны в Конституции. Он также лишился поста председателя правящей партии «Нур Отан», сама партия была реформирована и переименована, теперь она называется «Аманат».

«С одной стороны, есть задача — создание нового парламента, присутствия разных частей общества, но при этом вопрос лояльности тоже никуда не уходит. Задача — легитимизировать и поддерживать все инициативы Токаева — она стоит. Соответственно — снизить влияние людей, связанных с Назарбаевым и создать отчасти видимость абсолютно демократической открытой системы», — пояснил Притчин в разговоре с RTVI.

Тем не менее задачи создать «ручной» парламент у Токаева нет, считают эксперты. По словам Рустама Бурнашева, если бы у президента была такая цель, то выборы бы не проводились. До этого Мажилис не блокировал ни одной инициативы Токаева, а напротив — поддерживал его. Однако вопрос лояльности все же имеет место, отмечает собеседник RTVI.

«У Токаева сейчас нет своей команды, той команды, в которой он был бы уверен. Устойчивость его режима во многом зависит не только от проводимых реформ, и экономической ситуации, в которой находится Казахстан, но и от баланса групп и интересов, который у Токаева получится или не получится создать», — говорит Бурнашев.

События января 2022 года показали, что в Казахстане нет системы коммуникации между обществом и властью. Ее и пытается наладить Токаев, в том числе с помощью переизбрания депутатов. Политолог Аркадий Дубнов считает, что это будет сложной задачей, так как народ пока не очень доверяет президенту, в частности из-за январских событий.

«Это был путч, ответственность за который еще никто не понес, кроме некоторых руководителей комитета нацбезопасности. Многое будет зависеть от того, насколько будут откровенны результаты этого судебного процесса по отношению к инициаторам, бенефициарам этого путча, за которым по мнению многих казахстанцев, стоит семья Назарбаевых», — считает Дубнов.