Коммерческие спутники США и их союзников используются в военных целях, а потому могут стать мишенью для российского противоспутникового оружия, заявил на заседании Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН замглавы департамента по нераспространению и контролю над вооружениями МИД России Константин Воронцов. RTVI разбирался, какие спутники могут иметь двойное назначение и какие страны уже испытывали противоспутниковое оружие.
«Речь идет о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в том числе коммерческой, в военных целях. Данные государства, очевидно, не совсем отдают себе отчет, что подобная деятельность, по сути, представляет собой опосредованное участие в вооруженных конфликтах. Квазигражданская инфраструктура может оказаться „законной целью“ для ответного удара, — заявил Воронцов. — Как минимум, такое провокационное применение гражданских спутников вызывает вопросы в контексте Договора о космосе, предусматривающего его исключительно мирное использование, и требует самого серьезного осуждения международным сообществом».
Какие спутники используются на Украине
Российский дипломат не уточнил, о каких спутниковых системах идет речь, однако его заявление прозвучало в разгар дискуссии об использовании на Украине, в том числе военными, сервиса по предоставлению спутникового интернета Starlink компании SpaceX миллиардера Илона Маска.
В конечном виде эта группировка спутников должна насчитывать 12 тысяч аппаратов, а сейчас на орбите находится более 3 тысяч единиц. В странах, где доступны услуги Starlink, необходима установка наземных терминалов. О том, что Starlink заработал на Украине, сам Илон Маск сообщал уже спустя несколько дней после начала военных действий.
Терминалы Starlink позволяют украинским военным управлять беспилотниками, получать разведданные и поддерживать связь между соединениями там, где отсутствуют безопасные сети передачи данных. В октябре стало известно, что компания SpaceX больше не может оплачивать работу терминалов на Украине и просит Пентагон взять на себя эти расходы — $120 млн до конца года, а общая сумма за 2023 год составит около $400 млн.
Еще летом главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный писал Маску, что в ходе боевых действий уничтожается около 500 терминалов в месяц, поэтому украинским военным и разведслужбам нужно еще 6,2 тысяч терминалов и в дальнейшем по 500 в месяц, чтобы компенсировать потери. Эти сообщения появились на фоне масштабных отключений Starlink на Украине, и вскоре Маск заявил, что его компания продолжит оплачивать услуги в этой стране.
В том, что данные коммерческих спутников используются американскими и украинскими военными, секрета нет. В конце сентября Национальное управление военно-космической разведки США (NRO) подписало контракты с шестью коммерческими компаниями — Aurora Insight, HawkEye 360, Kleos Space, PredaSAR, Spire Global и Umbra Lab на доступ к их спутниковым данным, которые обычно они используют для отслеживания судов, наземного транспорта и устройств, излучающих в радиодиапазоне. В ведомстве заявили тогда, что эти данные, будучи рассекреченными, являются ценным источником для союзников США. «С первых дней украинского кризиса данные коммерческих провайдеров NRO собирали электрооптические и радарные изображения, также, как и данные в радиодиапазоне из этого региона», — пояснил Пит Мюэнд, глава подразделения NRO по работе с коммерческими системами. Аналогичные контракты с пятью коммерческими операторами, чьи спутники строят радиолокационные изображения радарами с синтезированной апертурой, были подписаны еще в январе 2022 года.
К примеру, один из операторов, с которыми подписано соглашение, Spire Global, имеет группировку из более ста многозадачных спутников, которые отслеживают радиосигналы с поверхности Земли. 40 из них имеют функции геолокации и могут отслеживать точки на земле, где глушатся сигналы GPS.
Большое внимание к себе привлекла благодаря снимкам высокого разрешения компания Maxar Technologies, офис которой расположен в Колорадо. В августе, чтобы компенсировать снижение продаж коммерческих спутников, компания вышла на рынок предоставления разведданных и выиграла контракт субподрядчика строительства 14 спутников в интересах Пентагона, которые планируется запустить в 2025 году для отслеживания запусков ракет.
«Определенно у министерства обороны США сейчас в связи с конфликтом на Украине полно денег и они хотят построить распределенную спутниковую группировку на орбите, — считает аэрокосмический аналитик Остин Меллер из финансовой компании Canaccord Genuity. Он напомнил, что недавно Maxar Technologies выиграла контракт стоимостью $3,2 млрд с NRO на передачу спутниковых изображений в течение 10 лет.
Какие последствия будет иметь атака на спутники
Не новым является и вывод о том, что в современных реалиях коммерческие спутники, как опосредованное средство ведения боевых действий, могут стать целями для поражения.
Коммерческие спутники «перешли Рубикон», и их владельцы должны оценивать вероятность того, что их аппараты могут стать случайной или запланированной целью в случае международных конфликтов, говорилось в докладе компании Aerospace Corp, опубликованном в августе. Там уточнялось , что подобная атака может произойти «либо если коммерческая система будет определена, как военная, или если коммерческую систему заподозрят в агрессивных или угрожающих действиях».
Комментируя заявление представителя российского МИДа, эксперт в области космоса Виталий Егоров напомнил, что на спутники распространяется суверенитет страны, их запустившей. «Т.е. российские дипломаты с трибуны ООН пригрозили начать войну с США», — написал он в фейсбуке*. Он считает, что сбивать спутники технически непросто, так как «у Planet Labs 150 спутников, у Iceye больше 30, у Starlink — больше 3500 и налаженное серийное производство».
Подозрения, что группировка спутников связи OneWeb имеет двойное назначение, стала причиной разрыва отношений между Роскосмосом и этой компанией спустя несколько дней после начала боевых действий на Украине. Тогда «Роскосмос» назвал выход британского правительства из состава акционеров компании OneWeb условием проведения запуска этих спутников 5 марта с Байконура ракетой «Союз-2.1б». Условие выполнено не было, и оплаченные заказчиком спутники запущены не были.
А месяц спустя глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал возможное уничтожение одной страной чужого спутника причиной для начала Третьей мировой войны. «Надо иметь в виду, что разрушение чужого космического аппарата — это Третья мировая война. То есть это casus belli однозначно», — подчеркнул он.
Рогозин призвал не верить США, которые призывают установить мораторий на проведение испытаний противоспутникового оружия. По словам гендиректора Роскосмоса (Рогозин покинул этот пост в июле 2022 года), Соединенные Штаты уже провели необходимые испытания и завершили их, приняли такие системы на вооружение и теперь «изображают из себя голубя мира».
«Конечно, если речь идет о поражении спутников, которые имеют большое значение для поддержания коммуникаций, это может быть расценено, как акт агрессии. Это даже не кибервойна, а кинетическое столкновение, и последствия могут быть серьезными. Они могут быть пропорциональными, то есть удары по спутникам Российской Федерации, которые выполняют разведывательные функции, могут быть и асимметричными. Поэтому такие решения должны декларироваться на высшем уровне, как минимум на уровне министра обороны или президента. А если это гипотетическое высказывание, то к нему так и надо относиться», — прокомментировал RTVI гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов выступление российского дипломата с трибуны ООН.
У кого есть противоспутниковое оружие
Испытания противоспутникового оружия проводились в космосе несколькими странами. В ноябре 2021 года в Минобороны России сообщили об уничтожении недействующего российского космического аппарата «Целина-Д», который был запущен еще в 1982 году. По предположению американских экспертов, его поразили противоспутниковой ракетой А-235 («Нудоль»).
«Российская федерация безрассудно провела тест противоспутниковой ракеты. Эксперимент образовал свыше 1500 отслеживаемых обломков и сотни тысяч более мелких элементов, которые теперь угрожают интересам всех наций», — заявили тогда в Госдепартаменте. Опасаясь приближения этих обломков, экипажу МКС тогда была дана команда укрыться в пилотируемых кораблях на два часа.
Помимо России и США в XXI веке оружие против спутников испытывали Индия и Китай. Индия весной 2019 года успешно уничтожила свой спутник, находившийся на низкой околоземной орбите на высоте 300 км. Тогда в результате околоземного взрыва на орбите осталось свыше 120 обломков.
Китай одно из первых испытаний противоспутникового провел в 2007 году, когда спутник был поражен на высоте 865 километров. Позднее, в 2013 году Китай испытал три аппарата, способных выступать в качестве спутников-перехватчиков.
Первыми же испытывать противоспутниковое оружие начали США в самом начале космической эры. 13 октября 1959 года американская баллистическая ракета Bold Orion, запущенная с бомбардировщика B-47, прошла всего в шести километрах от спутника Explorer VI. Тест посчитали успешным, так как если бы ракета была оснащена ядерной боеголовкой, спутник был бы уничтожен.
Одним серьезнейших последствий применения противоспутникового оружия является возникновение на орбите Земли дополнительного объема космического мусора. По состоянию на март 2021 года на орбите Земли (до высоты 2 тысяч километров) находилось порядка 5 тысяч действующих и недействующих спутников, причем их число удвоилось за 2019-21 годы. Еще больше на орбите всевозможных обломков, в том числе размером в несколько сантиметров, которые движутся с огромными скоростями и не отслеживаются наземными радарами.
Возникновение на орбите новых облаков из обломков сбитых спутников грозит лавинообразным ростом их числа из-за вторичных соударений, поэтому в последние годы ученые всерьез рассматривают возможность так называемого синдрома Кесслера — гипотетической ситуации, при которой из-за неконтролируемого роста числа космического мусора околоземное пространство станет полностью непригодно для практического использования.
* принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена