В Москве уже несколько недель проходят акции, в том числе несогласованные, в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму, которых не допустили до выборов. Среди протестующих много молодежи, в том числе и студентов. О том, как реагируют на протесты в столичных вузах, — в материале RTVI.
Молодежь — одна из наиболее активных социальных групп, которая готова бороться за перемены. В истории немало примеров, когда студенты становились движущей силой протестов. Например, «Красный май» 1968 года во Франции, когда студенческие выступления вылились в массовую забастовку, которая привела к отставке президента Шарля де Голля, или бессрочные протесты на площади Тяньаньмэнь в Пекине, которые власти подавили только с помощью военных.
Московские акции за честные выборы в Мосгордуму может и нельзя назвать полноценными студенческими протестами, но молодежь участвует в них активно. Среди арестованных по делу о массовых беспорядках двое студентов. Это Егор Жуков из Высшей школы экономики (ВШЭ) и Даниил Конон из МГТУ имени Баумана.
Студенческое издание DOXA опубликовало открытые письма в поддержку Жукова и Конона. Их подписали сотни студентов, выпускников и преподавателей ВШЭ и МГТУ.
В поддержку Жукова выступили студенты и преподаватели. Декан факультета социальных наук Андрей Мельвиль написал, что в ответе за своего студента и хочет «честного разбора этого немыслимого и ненормального казуса». Его заместитель Михаил Миронюк сказал, что оснований для отчисления Жукова нет.
Студенты-активисты 5 августа провели одиночные пикеты возле здания столичного главка МВД на Петровке. Полиция задержала четверых участников и составила на них административные протоколы. В Вышке заявили о готовности оказать задержанным студентам правовую помощь, но и призвали участников протестных акций не нарушать законы. «Вуз выступал и выступает против провокаций и действий, направленных на сознательное обострение ситуации», — добавили в ВШЭ.
Больше 200 человек подписали личные поручительства за Жукова. Их сбором занимается инициативная группа студентов, а также проректор ВШЭ и зарегистрированный кандидат в депутаты Мосгордумы Валерия Касамара. По словам адвоката Конона, за студента готов поручиться весь профессорско-преподавательский состав Бауманки вплоть до ректора Анатолия Александрова.
На протесты отреагировали не только в тех университетах, студенты которых оказались под стражей из-за акции 27 июля. Ректор Московского педагогического университета (МПГУ) Алексей Лубков пригрозил студентам отчислением, если их привлекут к ответственности за участие в несогласованных акциях. «По нашим уставам университетским существуют такие положения, такие нормы, что если это будет грубое правонарушение, то это несовместимо с дальнейшим обучением», — сказал Лубков.
Ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Безбородов тоже предостерег студентов от участия в «незаконных акциях», на что вуз «обязан реагировать». По его словам, за административные и уголовные правонарушения «подход руководства будет жестким и вплоть до отчисления».
После этого заявления издание DOXA опубликовало открытое письмо на имя Безбородого, которое подписали студенты, аспиранты, выпускники и сотрудники РГГУ. «Мы считаем необходимым выразить свое резко критическое отношение к сделанному вами заявлению и обратиться к вам и руководству РГГУ с настоятельной просьбой воздержаться от подобных угроз в адрес учащихся», — говорится в обращении. Авторы добавили, что сама идея использовать отчисление как наказание за внеучебную деятельность противоречит «фундаментальным основам университета».
6 августа свою позицию высказал и ректор МГУ Валерий Садовничий. «Я бы считал, что здесь надо быть очень аккуратным. Одно дело — способность и умение выражать свое мнение. Лучше, если человек грамотно говорит. А если это что-то другое, чего я, например, не знаю, я бы ребят наших призвал — и считаю, что самое главное — учиться, хорошими специалистами становиться и отстаивать свою точку зрения, если этого требуют его убеждения», — заявил Садовничий.