Первый тур выборов президента Грузии не определил победителя. Через месяц во втором туре встретятся Саломе Зурабишвили (независимый кандидат, по факту представляющая действующую власть) и Григол Вашадзе — представитель оппозиционного движения, основанного бывшим президентом Михаилом Саакашвили. Это последние прямые выборы президента — Грузия вскоре станет парламентской республикой, и главу государства будет назначать специальная коллегия. Каким будет финальный этап предвыборной гонки, выясняла корреспондент RTVI в Тбилиси Марта Ардашелия.
Каха Каладзе, мэр Тбилиси: «Концентрация власти и нам придала чрезмерную самоуверенность. Зачастую не было адекватной обратной связи и коммуникации с обществом».
Уже на следующий день после президентских выборов правящая партия сделала заявление, в котором обещает работать над ошибками. Его сделал мэр Тбилиси Каха Каладзе. Независимый кандидат Саломе Зурабишвили, которая на выборах представляла партию «Грузинская мечта», на публике еще не появлялась.
Каха Каладзе, мэр Тбилиси: «Самое главное, что этими выборами народ послал нам сигнал: в стране многое нужно изменить, о чем мы все в какой-то мере догадывались. Менять надо быстро, эффективно и с учетом интересов каждого гражданина. В команде нужно укрепить политический менеджмент, укрепить коммуникацию, усилить институты, решения должны стать более быстрыми и эффективными, ориентированными на результат».
После оглашения результатов голосования эйфория, царившая в офисе оппозиционного «Единого национального движения», сменилась на рабочую суету. По данным грузинского ЦИКа, Григол Вашадзе — второй в гонке за кресло главы государства. В интервью RTVI он рассказал, что его команда уже начала готовиться ко второму туру. Голоса своих избирателей политическая сила экс-президента Саакашвили намерена защищать любыми методами.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Оппоненты Вашадзе упрекают его в том, что главное лицо гонки — не кандидат, а бывший президент Грузии Михаил Саакашвили. Якобы он из Европы руководит кампанией своего экс-министра иностранных дел. Сейчас Саакашвили не может приехать в Грузию, потому что его немедленно арестуют. Но будущий президент страны вправе помиловать бывшего лидера.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Центральной избирательной комиссии понадобится еще неделя, чтобы рассмотреть все жалобы, поступившие в день голосования. Но скорее всего, на окончательный результат эта процедура не повлияет.
Тем не менее в предварительном отчете группы международных наблюдателей говорится о злоупотреблении административным ресурсом и оказании давления на волеизъявление избирателей.
Наблюдатель на выборах президента Грузии: «Грузинская общественность поляризована, этот вопрос мы поднимали в различных организациях, ценности которых разделяют в Грузии. Этот вопрос всегда в нашей повестке дня. Мы пытаемся убедить политических оппонентов, что необходимо достичь консенсуса. Уровень демократии — один из самых больших вызовов для Грузии, его необходимо повышать для достижения вашей цели интеграции в НАТО и ЕС».
Руководитель Восточно-европейского центра многопартийной демократии считает, что главной причиной неудачи Саломе Зурабишвили стала ее позиция по российско-грузинской войне. В своих заявлениях она возлагает ответственность за события августа 2008 года на Грузию и лично Михаила Саакашвили.
Леван Цуцкиридзе, руководитель Восточно-европейского центра многопартийной демократии: «Как только Саломе Зурабишвили начала говорить и повторять, что Грузия нападала на мирное население и так далее — я думаю, это затронуло нервы грузинского общества очень серьезно, потому что это вопрос очень важный для каждого грузина, если мы заслуживаем жить в свободной и независимой стране. И было очень опасно, когда „Грузинская мечта“ поставила такого кандидата».
Эти выборы — последние в истории Грузии, когда президента избирают путем прямого голосования. Законодательный орган утвердил новую Конституцию, согласно которой страна окончательно переходит к парламентской республике. Тем не менее именно президентские выборы стали индикатором настроений грузинской общественности: многие в Тбилиси считают, что это репетиция более важных для страны парламентских выборов в 2020 году.
В борьбе за пост президента оппоненты сцепились не на шутку. Грузия пережила, пожалуй, одну из самых напряженных предвыборных кампаний, но главная битва — через месяц, во втором туре. Наблюдатели отмечают, что методы будущей борьбы политических сил за каждый голос избирателя расскажет о грузинской демократии больше, чем сам исход голосования.