3 декабря — последний день работы Анатолия Чубайса на посту главы «Роснано». Эту должность он занимал на протяжении 12 лет. RTVI решил вспомнить самые интересные разработки «Роснано» эпохи Чубайса — как полезные, так и провальные .
Центры ядерной медицины. Создание в России сети центров ядерной медицины или ПЭТ-центров — один из проектов при участии «Роснано», которые можно считать успешными. За последние девять лет в стране открылось 15 таких центров. Новые технологии используются для более точной диагностики и лечения онкологических заболеваний.
Созданием центров занимается компания «ПЭТ-Технолоджи». До 2018 года она находилась в портфеле «Роснано». Госкорпорация инвестировала в «ПЭТ-Технолоджи» около 2,4 млрд рублей.
Гибкие планшеты. В 2011 году «Роснано» представило электронный учебник Plastic Logic 100 (PL100). Идея заключалась в том, чтобы облегчить жизнь школьникам — заменить стопку тяжелых бумажных книг одним простым ридером. Чубас даже представил разработку Владимиру Путину и заверил, что планшет почти не разбиваем и безопасен для зрения.
Разработкой ридера занималась британская компания Plastic Logic, в которую «Роснано» вложила около $240 млн. И все же проект провалился: один планшет стоил 12 тысяч рублей, а школьников в России — десятки миллионов. Дальше тестового тиража дело не зашло.
Ветропарки. Фонд развития ветроэнергетики «Роснано» создала в 2017 году вместе с энергетической компанией «Фортум». В рамках проекта в России началось строительство заводов по производству российского оборудования для ветроустановок. Кроме того, в разных частях страны строят ветропарки, три из них уже работают. В планах госкорпорации — продолжить работу над источниками возобновляемой энергии.
Производство поликремния. С 2009–2013 годах «Роснано» участвовала в проекте по производству поликремния и моносилана — сырья для микроэлектроники. Тогда он казался инновационным и выгодным. Вот только в начале 2010-х цены на килограмм поликремния упали с $300 до $16 — на тот же рынок вышел Китай.
Тот факт, что проект оказался провальным, признали все — от топ-менеджеров «Роснано» до президента Владимира Путина. В конце концов проект закрыли. По оценке госкорпорации, убытки составили 11 млрд рублей.
«Наночемодан» и «Наночемодан 2.0». Целью этих проектов было познакомить российских школьников с нанотехнологиями. Специалисты «Роснано» хотели показать детям, что наука — это не страшно, и даже прозвали его наследником советского «Юного химика».
Наночемоданы — мобильные мини-лаборатории, с помощью которых можно проводить опыты. Один чемодан стоит около 75 тысяч рублей. В некоторых школах, куда отправили разработку, даже открыли специальную ставку для человека, который отвечал бы за чемодан.
Кроме того, при Чубайсе «Роснано» занималось разработкой наночернил (для высокотехнологичных принтеров) и первого российского процессора, а также производством инновационной антивозрастной косметики и пеностекла и многими другими проектами.
«Нам не стыдно посмотреть на то, что сделано. Мы добросовестно выполнили ту миссию, которую на себя взвалили. Да, конечно, ошибались. Да, конечно, что-то не получалось. Но несомненно и то, что наноиндустрия России создана», — заявил Чубайс на своем последнем конгрессе в роли главы «Роснано».
Одной из последних гордостей корпорации стала компания OCSiAl, занимающаяся производством углеродных нанотрубок. В 2019 году OCSiAl первая среди компаний в инвестиционном портфеле «Роснано» вошла в «клуб единорогов» — ее стоимость оценили в $1 млрд.