В российский прокат вышла картина «Паразиты» корейца Пон Чжун Хо — обладателя главного приза на последнем фестивале в Каннах. Специально к премьере «Паразитов» редактор рубрики «Такое» Никита Марков посмотрел предыдущие фильмы Пона, чтобы выяснить, почему корейца считают одним из самых интересных современных режиссеров.

Лающие собаки никогда не кусают (2000)

Дебют Пон Чжун Хо — странноватая черная комедия про неудачника-академика Юн-Джу, который мечтает о должности профессора. Чтобы получить должность, ему надо дать взятку.

Юн-Джу не переносит собачий лай и поэтому уже в первые пять минут фильма убивает несчастную животину.

Еще тут есть девушка Хен-Нэм, которая сходит с ума от скуки, работая счетоводом. Однажды она видит, как Юн-Джу скидывает собаку с высотки, и решает поймать преступника.

Вся комедийная линия выстроена вокруг жестокого обращения с животными (хотя и снятого — насколько это возможно — «легко», да еще и под джазовый саундтрек), поэтому чувствительным натурам «Лающих собак» лучше сразу пропустить: псов тут не только убивают, но еще и едят.

Несмотря на диковатый сюжет, «Лающие собаки», пожалуй, самый необязательный фильм в карьере Пона. Все самое главное показано в первые 20 минут, а дальше кино более-менее топчется на месте.

Тем не менее «Собак» нужно смотреть, если хочется в полной мере оценить, какой профессиональный прыжок Пон сделает за те три года, которые пройдут до выхода его следующего фильма.

Воспоминания об убийстве (2003)

Во втором фильме Пон заходит на территорию Дэвида Финчера и успешно на ней играет.

В провинциальном южнокорейском городке орудует серийный убийца. Он убивает молодых женщин, когда на улице идет дождь, перед этим заказывая на радио свою любимую песню. Маньяка пытаются найти двое местных детективов и присланный им в помощь коллега из Сеула.

Без параллелей с финчеровским «Зодиаком» тут не обойтись (хотя «Зодиак» вышел на четыре года позже). Американец взял за основу историю серийного маньяка, который четверть века орудовал в Сан-Франциско. У Пона это первые в истории Южной Кореи серийные убийства, которые происходили в 1986–1991 годах.

И там, и там несколько раз ловят не того. В обоих фильмах маниакальное желание найти истину рушит жизни и самих детективов, и их родных, и случайных людей.

Картине Пона, возможно, не хватает технического мастерства Финчера и его дотошности, но нагнать саспенса у него получается ничуть не хуже. Если вам нужно еще больше рекомендаций, то послушайте Квентина Тарантино: режиссер включил «Воспоминания об убийстве» в список своих любимых фильмов, вышедших в 1992-2009 годах (вместе с еще одной картиной Пона «Вторжение динозавра»).

Вторжение динозавра (2006)

Формально третий фильм Пона — это фантастика про то, как ученые вылили в реку химикаты, из-за чего там появилась рыба с руками и ногами.

Рыба утаскивает к себе в логово дочь главного героя и он (вместе с семьей) ищет ребенка. Одновременно подводное чудо-юдо вроде как распространяет вирус, который заражает все живое, из-за чего Сеул, где происходит действие, изолируют от внешнего мира.

На самом же деле «фантастическая» часть фильма тут занимает меньше времени, чем отношения между членами дисфункциональной семьи (семья вообще очень важный институт в картинах Пона). Как обычно у Пона, фильм сворачивает в сторону то триллера, то комедии, то мелодрамы.

Отличное (и одновременно — раздражающее зрителя) решение режиссера тут в том, что в финале вам ничего не объяснят: что за химикаты, что за вирус и был ли он на самом деле, как, откуда, зачем, почему, при чем тут американцы.

Автор как бы говорит: люди настолько самовлюбленные создания, что даже плотоядное чудовище размером с кита будет занимать их ровно пять минут, а потом с глаз долой — из сердца вон. Достаточно выключить телевизор и больше ни о чем не думать.

«Вторжение динозавра» попал в Канны и настолько впечатлил западных продюсеров, что Пону, по его словам, посыпались предложения снимать фильмы про монстров. Одним из них, как Пон узнал позже, была «Война миров Z».

Мать (2009)

После фантастики Пон возвращается к камерному триллеру в духе «Воспоминаний об убийстве».

Безымянная вдова живет вместе со взрослым сыном-дурачком, продавая лекарственные травы, а в свободное время незаконно делает всем желающим иглоукалывание. Однажды сын оказывается не в то время не в том месте и становится обвиняемым в убийстве.

Его мать уверена, что ребенок никого убить не мог, но в полиции дело считают закрытым. Тогда вдова берется за «расследование» своими, скажем так, нетрадиционными методами.

На момент премьеры «Мать» не вызвала такого резонанса, как предыдущие два фильма Пона. Это можно объяснить некоторой вторичностью картины по отношению к «Воспоминаниям». Фильмы похожи сюжетно, и «Мать», скорее, более слабый из двух.

Но.

Если нужна хотя бы одна причина, чтобы посмотреть эту драму-триллер, то пожалуйста. Это исполнительница главной роли Ким хе-Джа. Пон говорил, что фактически взялся за фильм только ради того, чтобы снять в нем Ким. Она одна из самых популярных актрис в Южной Корее, причем прославившаяся именно ролями архетипичных матерей. «Мать» — фактически деконструкция этого образа, во многом доведенная до абсурда.

Плюс, по скромному мнению автора этого текста, у «Матери» лучшее начало и финал среди всех фильмов Пона.

Сквозь снег (2013)

Прорывной для Пона фильм, после которого на Западе о нем заговорили не только синефилы и критики, но и обычные люди.

Поставленный по французскому комиксу «Сквозь снег» — постапокалиптическая антиутопия про то, как люди в борьбе с глобальным потеплением заморозили всю планету. Теперь те, кому удалось спастись, живут в футуристическом «Сапсане», который бесконечно ездит по кругу.

В поезде — четкая иерархия: ближе к главному вагону живет элита, ближе к хвосту — нищета, которая питается протеиновыми батончиками из тараканов. Однажды пассажиры «эконом-класса» начинают революцию.

Первый (почти) полностью англоязычный фильм Пона собрал выдающийся каст (Тильда Суинтон, Крис Эванс, Эд Харрис, Джон Херт, Джейми Белл, Октавия Спенсер), потрясающе выглядит и вообще — одна из лучших фантастических картин последних лет.

Отдельный поклон Пону за то, что, связавшись с американскими продюсерами (а конкретно компанией Харви Вайнштейна, которая требовала вырезать из фильма 20 минут), режиссер продавил свое видение фильма и не растерял ни капли фирменной странности, юмора и стиля.

Окча (2017)

Спустя почти 20 лет после выхода первого фильма Пон снял свою версию «Освободите Вилли»: с приключениями, погонями и — кажется, впервые у Пона — с настолько трогательной и грустной сценой, что она способна довести до рыданий самого черствого зрителя (и заставить навсегда отказаться от мяса).

В 2007-м году ученые, чтобы прокормить население Земли, выводят новый вид животного — суперсвинью. Выращивать суперсвиней поручают фермерам по всему миру, чтобы потом выбрать лучший образец.

Одна из суперсвиней попадает в глухую деревню, которая находится где-то в Южной Корее. Там она живет с пожилым фермером и его внучкой Михой, которая дает свинье кличку Окча.

Спустя 10 лет Окчу, которая внешне напоминает ушастого бегемота, а повадками — собаку, забирают обратно для промышленного выращивания. Но девочка Миха настолько привязалась к питомцу, что сбегает от дедушки и отправляется спасать суперсвинью.

«Окча», наверное, самый «зрительский» фильм Пона (что совсем не означает плохой). Легко представить, что дальше режиссера ждали предложения снимать фильмы про супергероев или возглавить перезапуск какой-нибудь полузабытой франшизы.

К счастью, Пон по этому пути не пошел и своих «Паразитов» отправился снимать к себе на родину, с корейскими актерам и на корейском языке. Если судить по отклику, который фильм получил в Каннах, Пон вновь все сделал правильно.