Темы коронавируса, связанного с ним падения экономики и (хоть и в меньшей степени) «обнуления» президентских сроков российского лидера Владимира Путина занимают сегодня центральные позиции мировой повестки. Для многих чтение новостей превращается в настоящий стресс, с которым как-то нужно справляться. По такому случаю главный редактор RTVI-US Станислав Кучер напоминает, что главный наш враг — это страх, и бороться нужно в первую очередь с ним.
Всем привет из осажденной коронавирусом крепости под названием Нью-Йорк!
Путин и коронавирус, коронавирус и Путин — вот главные истории марта, которые волнуют, пугают и раздражают миллионы, причем не только россиян. На всякий случай поясню: под коронавирусом я подразумеваю не столько сам вирус, сколько кризис, который он породил, под Путиным имею в виду не столько его лично, сколько все мартовское шоу с поправками про бога, предков, идеалы и, главное, обнуление.
У Путина и короновируса много общего. И тот, и другой, как утверждают допущенные к сакральному знанию, посланы человечеству свыше. И тот, и другой уйдут — с той разницей, что вирус в законе, скорее всего, уйдет раньше, чем царь в законе, как многие чиновники уже окрестили многократно и законно избиравшегося «национального лидера» России.
Но главное, что объединяет Путина и короновирус — это страх. Страх и неуверенность в будущем. Страх и раздражение, возмущение, отчаяние и еще целый сонм негативных эмоций, которые сейчас испытывают миллионы.
Я убежден: все чувства, понятия и человеческие проявления в конечном итоге сводятся к двум категориям — Любви и Страху. Все замечательные понятия: «доброта», «радость», «красота», «свобода» — производные Любви. Весь негатив: «агрессия», «раздражение», «ревность», «жадность» — производные страха. Последите за собой: каждый раз, когда вас посещает негатив — от непонятной печали и тревоги до банального раздражения и злости — за этим стоит страх. Как правило, страх что-то потерять или страх не получить что-то, без чего, как вам кажется, ваша жизнь не будет вам нравиться (перспектива еще непонятно сколько лет жить при Путине — ровно из этой серии).
Именно поэтому главный враг каждого сегодня — не вирус и не Путин, а страх, и главная задача — научиться изгонять страх из своей жизни. По себе знаю: когда перестаешь бояться, жизнь становится по-настоящему яркой и полноценной, вопреки любой болезни, любым правителям и любым другим напастям.
Мой тезис прост, как дерево: не надо бояться. Вообще ничего.
В «Апокалипсисе» Мела Гибсона есть сцена, где старый индеец, которому через 5 минут перерезали горло, говорит: «Страх — это болезнь. Поселившись в сердце человека, он уничтожает его изнутри. Нет ничего хуже страха».
В этих словах — вся наука жизни. Об этом говорили просветленные всех культур, религий и народов, а сейчас говорят ученые. Бояться не нужно, потому что бояться — нечего. Во Вселенной нет вообще ничего, что должно вызывать у человека страх. Разумеется, есть вещи, которых не стоит допускать, люди и события, с которыми лучше не пересекаться, — но осторожность, осознанность и действия для предотвращения всяких неприятностей типа заболевания этим чертовым вирусом или узурпации власти продолжателями дела Брежнева к страху не должны иметь вообще никакого отношения! Там, где страх, места нет не только любви, как пела одна некогда приличная рок-команда. Там, где страх, нет места адекватной реакции на опасность.
Про коронавирус. Нью-Йорк, где я нахожусь сейчас, уже живет в режиме осадного положения. Закрываются рестораны, бары, что особенно беспокоит многих, даже винные магазины. Все меняется настолько быстро, что, возможно, к моменту, когда вы будете читать эти строки, город будет закрыт полностью и в нем, как в некоторых городах соседнего Нью-Джерси, будет введен комендантский час. Так вот, несмотря и вопреки. Напоминаю: даже пессимистично настроенные ученые дают пандемии не больше полугода, оптимисты же уверены, что она пойдет на спад уже в мае. Моя бабушка, пережившая блокаду Ленинграда и дошедшая с санитарным батальоном до Вены, любила рассказывать старинную притчу. «Шел как-то путник по пустыне, вдруг видит — идет Смерть. Куда идешь, спрашивает. Да вон, в город иду, отвечает Смерть, хочу притвориться эмидемией, забрать тысячу жизней. Через день идет Смерть обратно из города с огромным мешком. „Ты что?! — возмущается путник. — Ты же обещала забрать тысячу жизней, а забрала 100 тысяч!“ — „Нет, — ответила Смерть. — Я забрала тысячу, как и собиралась. Остальные жизни забрал страх“».
Делайте то, что подсказывает здравый смысл: мойте руки, не ходите в людные замкнутые пространства, больше времени проводите на природе, если надо, соблюдайте карантин и, главное, дышите глубже и, несмотря и вопреки, улыбайтесь больше. Не паникуйте — болезни и политики, как собаки и полицейские, страх за километр чувствуют и не преминут им воспользоваться. Мир пережил драмы и трагедии пострашнее нынешней пандемии, переживет и ее, можете не сомневаться.
По мере того как мы будем развивать в себе бесстрашие, больше читать, наблюдать за собой и радоваться жизни, количество болезней — как и параноиков во власти — будет уменьшаться. Это дело не одного десятка, может, даже не одной сотни лет и, соответственно, не одной нашей с вами жизни. Но оно того точно стоит.