Украина ищет решительных инвесторов, готовых сделать ставку на ее победу в конфликте ради высокой прибыли. Речь идет о продаже крупных государственных компаний по заниженным ценам, поясняет Bloomberg.

Цель планируемой распродажи — укрепить бюджет, зависящий от иностранной помощи, и «положить конец многолетнему посткоммунистическому наследию коррупции и бесхозяйственности, которое подорвало экономику» Украины.

Вопрос о законодательном оформлении передачи госкомпаний в частную собственность инвесторам будет решаться на заседании Верховной Рады, которое состоится в начале мая. Депутатам предложат:

  • проголосовать за возвращение закона, позволяющего приватизировать крупные объекты государственной собственности,
  • поддержать разрешение на консолидацию сельскохозяйственных угодий, чтобы их можно было сдавать в аренду.

Правительство рассчитывает выручить от продажи госкомпаний $162 млн в 2023 году. Глава Фонда госимущества Украины Рустем Умеров считает, что при реализации плана продаж и аренды выручка может оказаться в четыре раза больше.

«Киев может заработать более $400 млн за счет продажи госсобственности, начиная от производителя удобрений и заканчивая коммунальными предприятиями, металлургическими заводами и производителем инсулина. Еще $190 млн может поступить от аренды сельскохозяйственных угодий», — заявил он.

Среди предприятий, который будут выставлены на продажу, Умеров назвал:

  • Одесский промышленный завод (аммиак),
  • Объединенный горно-обогатительный комбинат (титан),
  • Запорожский титано-магниевый комбинат (титан),
  • «Индар» (инсулин),
  • ПАО «Центрэнерго» (электроэнергия).

По словам Умерова, «есть развивающиеся рынки, а есть аварийные», и как аварийный рынок Украина — «единственная в своем роде».

Глава фонда пообещал, что «достаточно смелые» вкладчики смогут в будущем извлечь из своих вложений «20-кратную прибыль». При этом он сам признает, что большинство корпоративных и институциональных инвесторов, с которыми ему удалось предварительно обсудить вопрос, назвали украинский рынок совершенно непривлекательным для себя. «Но с точки зрения справедливости, желания поддержать Украину [такое вложение] — самое то», — считает Умеров.

Bloomberg перечисляет три задачи, которые Украина рассчитывает решить срочной распродажей госкомпаний:

  • изыскание средств на финансирование боевых действий и сохранение институтов, зависящих от иностранной помощи,
  • «оживление экономики» за счет вливания капитала и перестройки системы управления госкомпаниями,
  • спасение компаний, находящихся на балансе Фонда госимущества, от окончательного обесценивания.

«Большинство из них были созданы в середине прошлого века и стремительно теряют в цене. Если мы не продадим их в этом году, то в следующем году ценной в них будет только недвижимость, а еще через год — только земля, на которой они стоят», — предупредил Умеров.

Он является уже восьмым по счету руководителем украинского Фонда госимущества, занимающим этот пост с 2014 года — после смены власти в стране путем свержения правительства Виктора Януковича. Ни один из предшественников Умерова, отмечает Bloomberg, не смог обеспечить продажу крупных объектов государственной экономики. Двое руководителей Фонда госимущества покончили с собой, третий находится под следствием по обвинению в хищении, которое сам он отрицает.