Контракты худрука «Гоголь-центра» Алексея Аграновича и директора театра Алексея Кабешева с департаментом культуры Москвы заканчиваются 3 июля, и нет уверенности, что они будут продлены, рассказал источник RTVI, близкий к столичному культурному ведомству. В числе прочего городские власти рассматривали вариант слияния Театра им. Гоголя с другим учреждением культуры.
«Судьба театра под вопросом. Контракты у Аграновича и Кабешева заканчиваются, и нет никаких признаков того, что они будут продлены», — рассказал собеседник RTVI.
При этом, полагает он, ситуация в ближайшую неделю «может повернуться в любую сторону». В то же время для бесперебойной деятельности театра труппе и коллективу уже сейчас должны быть известны планы учредителя (то есть департамента культуры Москвы). Более того, уверяет источник, Алексей Агранович сам не намерен подписывать контракт на новый срок в случае, если не будет продлен контракт с его директором. Часть сотрудников театра также намерены работать только с Кабешевым.
Алексей Агранович от комментариев отказался.
«Какие-то планы на будущее у нас, конечно, были, — рассказали RTVI в труппе театра, — но мы их подморозили до объявления решений в отношении наших руководителей».
23 июня о возможном закрытии «Гоголь-центра» рассказала искусствовед Ксения Коробейникова в своем телеграм-канале. «Пока подбирают официальную причину [закрытия], но на деле — театр без Кирилла Серебренникова особо не нужен. Мой собеседник в депкультуры обнадежил, что труппу не распустят, и худрук Алексей Агранович подыскивает место для репетиций и спектаклей», — написала она.
По словам собеседника RTVI, вариант, при котором труппа и руководство в нынешнем виде прекратят работу, все равно возможен.
«И я не очень понимаю, какая тут логика, — рассуждает источник, — экономически и финансово “Гоголь-центр” очень успешен, залы полные. Есть желание, чтобы этого места в принципе больше не существовало?»
Информацией о том, принято ли в департаменте культуры Москвы какое-то решение о судьбе театра, собеседник не располагает, однако утверждает, что знает о ходе обсуждения этого вопроса. Среди прочего, говорит он, в депкульте рассматривалось организационное слияние «Гоголь-центра» с другим государственным учреждением культуры Москвы — по примеру Центра им. Мейерхольда (ЦИМ), объединенного с театром «Школа драматического искусства» после отставки руководителей ЦИМа в феврале-марте 2022 года.
По словам собеседника, возможно, решение о том или ином «преобразовании» театра было принято после отъезда основателя театра Кирилла Серебренникова за рубеж в начале весны нынешнего года.
RTVI направил запрос в департамент культуры Москвы.
- «Гоголь-центр» был открыт на базе реформированного Драматического театра им. Гоголя в 2013 году, его возглавил Кирилл Серебренников, на тот момент творческий руководитель проекта «Платформа» и сооснователь АНО «Седьмая студия».
- В 2017 году в отношении Серебренникова, а также тогдашнего директора театра (и бывшего генпродюсера «Седьмой студии») Алексея Малобродского, бывшей руководительницы департамента театра и народного творчества Минкультуры РФ Софьи Апфельбаум и других фигурантов возбудили уголовное дело о мошенничестве, получившее известность как «Театральное дело».
- В 2017 году обязанности Малобродского стал исполнять Алексей Кабешев, который был утвержден в должности директора в 2019 году. В феврале 2021 года истек срок контракта Кирилла Серебренникова с департаментом культуры, и его на посту худрука сменил нынешний творческий руководитель Алексей Агранович. При нем театр продолжил играть прежний репертуар, а также сделал новые постановки, среди которых «Я не участвую в войне» к столетию поэта Юрия Левитанского.
Алексей Крижевский