Российское министерство юстиции 3 ноября вновь расширило реестр иностранных агентов. В список включили пять человек, следует из сообщения на сайте ведомства.

Статус иноагента присвоили петербургскому журналисту Дмитрию Губину*, экс-замглавреду «Дождя»* и шеф-редактору «Ходорковский* Live» Дмитрию Еловскому*, политологу Марии Снеговой*, блогеру и бывшему следователю СКР Кириллу Качуру*, журналисту Андрею Солдатову*. Все они проживают за пределами России, подчеркнула пресс-служба министерства.

Кроме того, Минюст исключил из реестра иноагентов региональную национально-культурную общественную организацию «Туба калык» в связи с ее ликвидацией.

Дмитрий Губин* — журналист, теле- и радиоведущий, сотрудничал с журналами «Аврора», «Огонек», «GQ» и «Elle», был главредом мужского журнала «FHM», вел ток-шоу на «Радио России», «Маяке», «Вести-FM», а также передачи на РТР и ТВЦ. Был одним из ведущих программы «Времечко», соведущим программ «Временно доступен» с Дмитрием Дибровым и «Большая семья» с Дмитрием Харатьяном. В качестве приглашенного преподавателя читал лекции на факультете журналистики МГУ и во ВШЭ. Является лауреатом премий «Золотой микрофон» и «Золотой луч». С 2017 года живет в немецком городе Аугсбурге.

Свое решение внести Губина в реестр иноагентов Минюст объяснил тем, что тот якобы «участвовал в создании и распространении материалов других иностранных агентов, распространял недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа РФ, а также фейки о действиях российских Вооруженных сил».

Андрей Солдатов* — российский журналист-расследователь и писатель, специализирующийся на освещении спецслужб и интернета, после ухода из «Известий» вместе с коллегами основал сайт Agentura.ru и стал его главным редактором. В июне 2022 года был объявлен в розыск МВД России, после чего сообщил в соцсетях, что 17 марта на него завели уголовное дело и арестовали все счета в российских банках.

На сайте Минюста говорится, что Солдатов «участвовал в качестве респондента на иностранных информационных площадках, распространял материалы иностранных агентов, выступал против специальной военной операции на Украине и является сотрудником иностранной организации».

Дмитрий Еловский* начал карьеру в журналистике с работы продюсером новостей в Russia Today, откуда перешел на телеканал «Дождь»* на аналогичную должность. В 2011 году стал новостным корреспондентом в Лондоне, где учился в магистратуре University of East London, а потом для «Дождя»* и других СМИ репортажи из горячих точек, а также занимал должность старшего продюсера эфира. Кроме того Еловский работал заместителем главного редактора «Сноба», после чего стал заместителем главного редактора «Дождя»*. Как указывает Минюст, он был внесен в реестр иноагентов, потому что «выступал против спецоперации на Украине и является шеф-редактором информационно-политического проекта, созданного иностранным агентом».

Обосновывая внесение в реестр Марии Снеговой*, Минюст заявил, что она является сотрудником различных американских аналитических центров и университетов, участвует в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными структурами, создает и распространяет для неограниченного круга лиц сообщения и материалы иноагентов, а также «осуществляла действия, направленные на формирование негативного образа России и Вооруженных Сил России».

Кирилл Качур* — бывший сотрудник Следственного комитета России, учредитель юридической компании ООО «Комплексная правовая защита», сын бизнесмена Виталия Качура. В январе 2022 года его объявили в розыск, уточнив, что он проживает в ОАЭ, а в ноябре СКР сообщал, что Качуру-младшему предъявлены заочные обвинения в создании организованной группы, принятии активного участия в хищении €3 млн и вымогательстве взятки в размере $1,6 млн у предпринимателей с целью попытки рейдерского захвата крупной российской IT-компании Merlion.

В сообщении Минюста указано, что Качур «помогал в формировании негативного образа России и Вооруженных сил РФ. Распространял недостоверную информацию о решениях органов публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике».

Ранее, 20 октября, ведомство признало иноагентами главного научного сотрудника ИМЭМО РАН, экс-заместителя министра иностранных дел России (в 1991-1993 годах) Георгия Кунадзе*, главного редактора владимирского издания «Довод»* Илью Косыгина* и политолога Михаила Савву*.

Кунадзе* узнал о присвоении ему статуса иностранного агента от RTVI и признался, что это стало для него неожиданностью. «Правда? Я первый раз слышу. Почему я удостоен такой чести, не знаю, но внесли, значит, внесли», — сказал он, добавив, что не будет опротестовывать решение ведомства в суде.

С конца 2022 года Минюст вместо четырех разных списков иноагентов ведет единый реестр, в который уже включены более 680 физических лиц и организаций.

Некоторые физические и юридические лица, которые числятся в иноагентском списке, пытались оспорить решение ведомства в суде, однако пока это никому не удалось. В частности, 2 июня Замоскворецкий суд Москвы отклонил иски шоумена Максима Галкина*, блогера Ильи Варламова*, а также артиста и музыканта Семена Слепакова*.

Несмотря на отсутствие положительных решений по таким делам на протяжении последнего года, адвокаты считают, что обращение в суд для оспаривания решения Минюста не лишено смысла.

Как свидетельствуют данные опроса проведенного в конце августа независимой социологической компанией Russian Field, меньше половины россиян — 48,2% — негативно относятся к людям и организациям, которые в России внесены в реестр иностранных агентов.

При этом на просьбу охарактеризовать людей, получивших статус иноагентов, преобладали ответы «предатели, продажные, должны быть наказаны» (29,1%) и «плохие люди, отрицательное отношение» (12%). Положительно тех, кто занесен в реестр, описывали реже. Наиболее распространенные характеристики — это «хорошие люди, работают в интересах страны, народа» (4,4%), «говорят правду, честные, смелые» (2,4%), или «жертвы ситуации» (1,9%), «навешенное клеймо в политической игре» (1,4%) или «оппозиционеры» (1,2%) и т.д.

Как отмечает RF, характеристика иноагентов как «предателей, продажных» чаще встречается среди респондентов от 30 лет и старше, как «плохих людей», «врагов народа» и «шпионов» — среди пожилых опрошенных. Нейтральное определение, например, такое как «это их личный выбор» более характерно для молодых респондентов. В возрастной группе 18-29 лет почти половина (47%) затруднились с ответом. Женщины чаще мужчин затрудняются ответить на вопрос.


*внесен (а) Минюстом России в реестр иноагентов