Представители российского крупного бизнеса и правительственные чиновники обеспокоены растущим влиянием и активностью игроков, которых когда-то считали «маргинальными», — в частности, Евгения Пригожина. Об этом со ссылкой на «инсайдеров» пишет Bloomberg.
По словам источников, «подъем откровенных сторонников жесткой линии в Кремле» вызывает опасения по поводу того, что президент России Владимир Путин прислушается к этим призывам, и это приведет к обострению конфронтации на внешних рубежах и к «массовым репрессиям» внутри страны.
Как утверждает Bloomberg, особое беспокойство вызвали публичные призывы Пригожина к «сталинским репрессиям» в отношении крупных бизнесменов, не проявляющих достаточного энтузиазма в поддержке военных действий. Эти «открытые нападки», как рассказали агентству источники, «заставили некоторых богатых россиян опасаться за свою безопасность и безопасность своих семей».
Усиливает тревогу тот факт, что Пригожин позволяет себе публично нападать на губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и жестко критиковать высокопоставленных военачальников, а Кремль при этом демонстрирует «нежелание или неспособность защищать своих».
Переход к «риторике времен Второй мировой войны», как утверждают источники Bloomberg, породил ассоциации со сталинскими репрессиями: «Некоторые говорят, что опасаются чисток и произвольных арестов». Во время частичной мобилизации многие чиновники якобы «украдкой спрашивали друг друга, в безопасности ли члены их семей», опасаясь в открытую признаваться, что отправили детей призывного возраста за границу.
Bloomberg отмечает, что некоторые чиновники, которых когда-то считали «относительно либеральными», — например, заместитель главы президентской администрации Сергей Кириенко, — стали активными публичными защитниками военной операции. «Специальную комиссию высшего звена правительства и силовиков, созданную Путиным для координации экономической политики по поддержке оборонной промышленности и армии, сравнивают со сталинским военным кабинетом», — пишет издание.
«Один высокопоставленный чиновник сравнил нынешнюю ситуацию с военной диктатурой, но без военного переворота, который обычно ей предшествует. По словам инсайдеров, доминирующей эмоцией сейчас является страх», — говорится в материале Bloomberg.
При этом источники агентства признают, что растущая тревога «пока не переросла во что-то вроде внутреннего сопротивления <…> продолжающейся эскалации», поскольку «многие в руководстве [страны] поддерживают то, что они считают экзистенциальной борьбой за будущее России, и не видят другой альтернативы, кроме как усиливать давление до тех пор, пока Украина и ее союзники в США и Европе не отступят».
Однако многие представители деловой и бюрократической элиты обеспокоены тем, что, несмотря на заявление Путина об окончании частичной мобилизации, «милитаризация экономики и общества только ускоряется».
В начале октября газета The Washington Post (WP) со ссылкой на данные американской разведки утверждала, что некий человек из ближайшего окружения Владимира Путина в последние недели выразил ему несогласие с его действиями, связанными с военной операцией на Украине. В конце октября два американских чиновника рассказали изданию, что этим человеком был Евгений Пригожин. Один из источников заявил, что откровенные высказывания бизнесмена свидетельствуют о росте его влияния в Кремле.