Замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев заявил, что отказ от Болонской системы образования не подразумевает возвращения к советской системе, а новая система высшего образования будет учитывать весь предыдущий опыт. В ведомстве отметили, что будут сотрудничать по этому вопросу с ректорами вузов, передает ТАСС.

«Речь не идет о возвращении к системе, которая там была, условно, 1991 года. Во-первых, та система была в конкретных исторических обстоятельствах, которых сейчас нет. Речь идет о формировании национальной системы, которая бы учитывала и преимущества того этапа, их надо четко сформулировать и сказать: «Вот здесь мы опираемся на эту традицию и тот опыт, который мы получили в последнее время, в том числе и в условиях довольно широких международных контактов»», — заявил Афанасьев.

По словам заместителя министра, будет проработана идея перехода от Болонской системы к отечественной, а участвовать в подготовке проекта будут ректоры высших учебных заведений. Афанасьев добавил, что переход к новой системе означает следующее: «Когда мы сейчас говорим о том, что Болонская система в прошлом, это означает, что мы говорим: «Ограничения, которые требовала эта система, мы оставляем в прошлом, а позитивный опыт мы берем с собой»».

При этом переход будет плавным, никаких радикальных шагов не предполагается, заверили в министерстве. Замглавы уточнил, что отечественная система будет «ориентирована на национальные интересы, с учетом наших международных интересов, с учетом интересов абитуриентов, с учетом интересов вуза». По словам Афанасьева, уже 2 июня состоится расширенное заседание совета Российского союза ректоров, где будет обсуждаться эта инициатива.

«Еще раз: ничего ломать через колено не будем, ни заставлять переписывать программы, планы и так далее, а спланировать переходный период в той структуре, которая будет нами поддержана всеми», — заявил он.

Новый лидер ЛДПР, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий 30 мая назвал Болонскую систему образования «плохим экспериментом» для России, передает Дума ТВ. По его мнению, система оценки знаний в баллах «оболванивает нашу молодежь», на что и рассчитывает Запад.

«Наши стратегические друзья на Западе только и хотели бы, чтобы наша молодежь расслоилась: 10-15% из состоятельных семей получали бы образование в университетах англосаксонского мира и возвращались сюда с поставленными там задачами, а остальные были бы образованы средненько или хуже того. Но разве мы можем на это пойти? Такого не будет», — заявил Слуцкий.

Мнение эксперта

Заслуженный профессор Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, комментируя 24 мая в беседе с RTVI идею отказа от Болонской системы, заявила, что российское образование к 2022 году проделало большой путь в плане развития, стало более современным, востребованным и признаваемым за рубежом. Она напомнила, что в ее поддержку выступал и президент России Владимир Путин.

При этом, подчеркнула профессор, возврат к условной системе, когда человек на протяжении пяти лет просто учится чему-то, уже не будет востребован рынком труда, где нужен «опыт, опыт и еще раз опыт». Также Абанкина добавила, что разнообразие предлагаемых программ, «которые сегодня насыщены и кадрами, и оборудованием, у нас достаточно высокое».

Собственная образовательная система России

Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года, перейдя на новую систему образования — двухуровневую, состоящую из бакалавриата и магистратуры. Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, подтвердив намерение от нее отказаться, призвал относиться к Болонской системе «как к прожитому этапу». По его словам, в стране должна сложиться «собственная уникальная система образования», базирующаяся на «интересах национальной экономики» и предоставляющая «максимальное пространство возможностей для каждого студента».

При этом в конце марта Минобрнауки официально заявляло, что вопрос об отказе от Болонской системы высшего образования даже не обсуждается. В ведомстве подчеркивали, что в приоритете все равно остаются программы специалитета, количество которых растет с каждым годом.

В пресс-службе Минпросвещения выразили уверенность в том, что отказ от Болонской системы с переходом на программы специалитета «способен усилить качество подготовки педагогов по всей стране» (цитата по ТАСС). Переход на Болонскую систему, считают в ведомстве, привел к исчезновению специальностей и указаний на конкретную квалификацию, а это, в свою очередь, спровоцировало проблемы на рынке труда. В пример пресс-служба привела квалификацию «бакалавр / магистр педагогического образования», которая не соотносилась с профессией учителя по конкретному предмету.

Кроме того, подчеркнули в Минпросвещения, с переходом к Болонской системе образовательная программа претерпела идеологические изменения: была усилена общая часть — за счет «сокращения профильной, особенно предметной части», что в конечном итоге повлекло за собой снижение уровня образования.